Три способа покупки дешевого автомобиля за границей
Приехав на Западную Украину, особое внимание привлекают огромное количество машин с иностранными номерами. Как правило, это словацкие, польские, венгерские, румынские или чешские. Нет, и это не «интуристы», как можно было бы подумать, а обычные местные жители, которые пересели на дешевые автомобили с европейской регистрацией… «АвтоМания» публикует статью Олега Полажинеца, который рассказывает, как украинцам удается ездить на машинах с иностранными номерами.
Нежелание платить «драконовские» акцизы и таможенные сборы на ввоз автомобиля и двигает предприимчивых украинцев к использованию некоторых уловок.
Ведь за цену отечественного Chevrolet Lanos или ZAZ Sens они могут приобрести гораздо более престижную (и дорогую в Украине) Skoda Octavia или VW Golf. Как же украинцы ездят на автомобилях с иностранным учетом? Есть несколько сравнительно честных способов сэкономить.
УВЕЛИЧИТЬ
Первый способ самый простой и «честный»: гражданин Украины имеет право временно въехать на оформленной по доверенности «иностранке» на территорию Украины, но через пять дней должен вывезти её за пределы украинского государства. Не мудрствуя лукаво, именно так и делают многие жители приграничных районов, регулярно пересекая границу только для того, чтобы вновь спокойно кататься дома следующие пять дней. Существует даже специальный термин – "пересечка", который придумали владельцы автомобилей с иностранным учетом. Государство не приветствует подобных хитрецов, но особо и не препятствует им – впрочем, и не увеличивая время пребывания таких автомобилей до 30-60 дней, как этого уже несколько лет подряд добиваются общественные активисты.
«Временный ввоз» подходит тем, кто регулярно мотается за границу в любом случае – например, возит мелкие партии товара (в обе стороны) или людей, что очень характерно для отдельных населенных пунктов.
УВЕЛИЧИТЬ
Второй вариант – регистрация автомобиля на европейскую фирму (так называемая Стамбульская конвенция). Этот метод уже балансирует на грани нарушения административного кодекса, поскольку де-факто автомобиль не выполняет функции служебного, а его водитель не является сотрудником компании, на которую зарегистрировано авто.
Тем не менее в соседней Польше существуют десятки "липовых" фирм, созданных специально для того, чтобы на них регистрировались автомобили для последующего выезда в Украину. Главная проблема этого способа – его "временность". Да, ездить на такой машине "безвыездно" можно год, но что делать дальше?
Ведь фирма-однодневка в Европе может просто исчезнуть. Похожая проблема подстерегает тех, кто регистрирует автомобиль на гражданина ЕС и становится де-юре "совладельцем" собственной машины.
УВЕЛИЧИТЬ
Именно поэтому многие жители Закарпатской области идут иным путём.
В этом западном регионе Украины проживает относительно много этнических венгров (до 15% по официальной статистике), которые могут легально получить гражданство Венгрии. Для этого достаточно предоставить документы, которые свидетельствуют о том, что в период до 1920 года и с 1939 по 1944 год на территории нынешнего Закарпатья проживали кровные родственники того, кто желает стать гражданином Венгрии. Обязательное условие – знание венгерского языка, что для большинства жителей Закарпатья не является проблемой, поскольку «модьорул беселни» (magyarul beszelni, «говорит по-венгерски») и так почти каждый второй.
Получив так называемую «карточку прописки», закарпатский украинец вскоре получает венгерский загранпаспорт, который позволяет ему прописаться на территории Венгрии и приобрести там транспортное средство, а также зарегистрировать его на себя.
Для этого "квазивенграм" не нужен даже внутренний венгерский паспорт (ID card, как он называется), да и водительское удостоверение на первое время подойдёт украинское.
УВЕЛИЧИТЬ
В итоге «почти венгр» становится обладателем не предусмотренного украинским законом двойного гражданства и без особых проблем живёт "на две страны". В Венгрии он приобретает автомобиль, ставит его на учет по всем правилам, оформляет страховой полис и… въезжает на территорию Украины, после чего абсолютно спокойно катается, предъявляя "в случае чего" весь пакет венгерских документов.
Правда, в Украине автомобиль на венгерских номерах с гражданином Венгрии за рулем без оформления временного ввоза может непрерывно находиться не более 60 дней, но… "гаишники" не имеют единой базы с таможней и пограничниками, чем и пользуются "закарпатские венгры".
При этом многие из них спокойно работают или учатся в Закарпатье – разумеется, по украинскому комплекту документов.
УВЕЛИЧИТЬ
Впрочем, многие жители Закарпатской или Львовской области предпочитают купить более доступную машину на словацких или польских номерах, зарегистрировав её за определённую плату на согласного с этим гражданина Евросоюза. После этого иностранец абсолютно законно въезжает на территорию Украины как резидент ЕС, а украинский совладелец может год кататься здесь.
Единственное но: предварительно словак обязан пройти техосмотр и приобрести на год страховку.
Как бы там ни было, многие украинцы всеми способами пытаются приобрести "чужестранца" для того, чтобы сэкономить. Причем речь не всегда идёт о дешевых автомобилях нижнего ценового сегмента (до 10 000 долларов) – на дороге нередко можно встретить новейшие автомобили премиум-класса стоимостью от 50 000 евро и выше со словацкими, польскими или венгерскими номерами.
Причина все та же – аналогичный автомобиль с украинским учетом обойдётся как минимум вдвое дороже.
УВЕЛИЧИТЬ
Что с перепродажей? Некоторые владельцы «скидывают» машину здесь в Украине очередным желающим приобщиться к дешевому и прекрасному.
Другие вывозят авто обратно, и сдают его по трейд-ину (как правило, в ЕС быстро продать старую бу машину занимает много времени).
Кто страдает от дешевых автомобилей? Сегодня первичный авторынок в западных областях не просто упал, а лёг на дно.
Ведь мало кто захочет купить непритязательный Logan, когда за те же деньги возможно стать владельцем престижного «икс пятого» или даже слегка уставшего «эс-класса».