УАЗ-469 ЧТО БЫЛО И ЧТО БУДЕТ
УАЗ-469: ЧТО БЫЛО И ЧТО БУДЕТ
АВТОПРОМ
UAZ 469: ЧТО БЫЛО И ЧТО БУДЕТ
25 годов назад с сборочного потока Ульяновского авто завода сошел 1-ый UAZ 469, да и по сей день вопрос о прекращении его производства не появляется. Не из какого-либо местного "джипового" консерватизма — "Дефендер" от английского "Лендровера" выпускается и совсем с 1948 года. Легко "козлик" остается воплощением принципа "от хороша хороша не отыскивают".
Уж что-что, а вмененные ему обязанности утилитарного транПодвесканого средства он делает железно.
Алексей СОЛОПОВ
Фото из Владимира Князева
и архива завода
Вобщем, в 1955 году таких слов еще не знали. Вот тогда начался сбор подготовительной инфы, которую надеялось учитывать при проектировании нового "командирского автомобиля". Техническое задание выдавалось главным клиентом (армейскими) и уже потому было скрытым.
Итак, в роли "ОЗ" выступало МО (Минобороны), не смотря на то, что однако оно ни при каких обстоятельствах не закупало больше 10% годичный продукции УАЗа. Да и авто чисто штатские, шедшие в народное хозяйство, должны были соответствовать требованиям "ОЗ", так как подлежали неотклонимой регистрации в мобилизации и военкоматах при войны. Лишь этим разъясняется абсурдный в суровом русском климате тент, незащищенный от посягательств капот и еще последовательность схожих изюминок.
За границей, где не принято побеждать числом, никому не придет в голову мобилизовать "штатский" автомобиль. Бронетехника в том месте весьма специальна и не имеет ничего общего с цивильными "Чероки" или "Паджеро". Отечественным конструкторам было нужно создавать армейский автомобиль, применимый для штатского применения. (Увидим в скобках, что это событие снискало ему на заре конвейерной юности комплимент 1-го из американских армейских специалистов: "самый стильный армейский джип".)
Но возвратимся в 1955-й. С сборочного потока УАЗа тогда шел ГАЗ-69, создание которого передали из Горького. Поменять модель планировали лет через 10-15, в противном случае и позднее. Все же к этому начали подготовиться.
Внимательному изучению был подвергнут упомянутый "Дефендер", "Кампаньола" от ФИАТа, некие другие авто для армий НАТО.
В первых набросках новый русский вездеход имел заднемоторную сборку, свободную торсионную подвеску всех колес и плавучий кузов. В конце 1956 года включившиеся в работу представители клиента сказали, что машина именуется "грузопассажирской", а исходя из этого обязана иметь откидывающийся задний борт. Движок "переехал" вперед.
А вот свободную подвеску, на которой, кстати, настаивал "ОЗ", воплотить в судьбу не удалось: она вышла сверхсложной, изобиловала мелкими подробностями — вторыми словами была трудозатратной и малонадежной. Решили возвратиться к схеме ГАЗ-69, но с увеличенным дорожным просветом. Было нужно обеспечивать клиенту, что и при такой схеме возможно достигнуть нужной плавности хода (кстати, над шасси трудился тогда юный спец Жора Мирзоев, на данный момент — основной конструктор ВАЗа).
1-ый автомобиль был представлен клиенту в осеннюю пору 1960 года. Дорожный просвет признали недостающим. Тогда появилась идея 2-ух вариантов — "военного" "469-го" с колесными редукторами и "народно-хозяйственного" 469Б с обычными мостами. Такие эталоны были выстроены, и в первой половине 60-ых годов XX века начались тесты по простому для заводчан маршруту через Среднюю Азию, Памир к Каспийскому морю с возвращением повдоль Волги.
Не считая того, тесты на особенных автострадах армейского ведомства.
Устранение неприятностей, вызванных среди них и конструкторскими просчетами, заняло большое количество времени. Муниципальные тесты новый автомобиль прошел только в первой половине 60-ых годов двадцатого века: в декабре он был рекомендован к серийному производству.
Так долгий путь к священному вердикту Государственной комиссии определялся не слабостью конструкторской базы, а жесткостью требований к военному технике в СССР. Весьма интересно подчернуть, что испытывавшиеся параллельно иномарки были сняты с пробега из-за "неспособности грядущего перемещения в предложенных дорожных параметрах". А машины-то были чисто армейские.
Но прошло еще восемь лет, перед тем как UAZ 469 поменял собственного предшественника. Сам переход на новейшую модель был осуществлен по непривычной для российских производителей автомобилей схеме. Затянувшаяся подготовка производства разрешила не равномерно теснить старенькую модель (что было обычной практикой), а поменять ее в одночасье: за последним ГАЗ-69 по сборочному потоку плыл 1-ый UAZ 469.
И плывут они до этого времени, действительно, под другим индексом: в согласовании с отраслевой нормалью "469-й" по окончании модернизации именуется 3151, а народно-хозяйственный 469Б — 31512. С августа сегодняшнего года на легковой нити головного сборочного потока УАЗа начали появляться совсем непривычные 3160, о которых мы поведали в октябрьском номере журнальчика.
За четверть века произведено фактически 1,3 миллиона "уазиков", снискавших марке хорошую славу.
Сегодняшней в осеннюю пору сумел попасть в Книжку рекордов Гиннесса "Дефендер", забравшийся на высочайшую вершину Европы — Эльбрус (5621 м). Ясно, что экспедиция подготавливалась более одного года и стоила громадных средств. Однако как-то позабыли, что UAZ 469 побывал в этих местах Кавказа в августе 1974-го: тут проходили его тесты на способность и скороподъёмность трудиться на огромных высотах. Перепад в 2000 м был преодолен за 38 мин..
Достигнутая высота ледника — 4000 м. Однако авто были совсем стандартные, без лебедок и противобуксовочных цепей. Автомобилей было три, и всю дорогу в том направлении и назад они преодолели без помощи вертолетов.
Это — пример из последовательности экстремальных. Но конкретно "469-й" проходимостью и собственной надёжностью породил известное выражение: "Чего лишь не придумают эти российские, лишь бы не строить дорог!"
Самое время задать вопрос: близится ли конвейерная смерть славного "469-го"? Ответ мал и однозначен — "нет".
Довольно расслабленно автомобиль выпускался в 1972-1975 годах. Потом начались модернизации. Из приведенной таблицы видно, что громаднейшее количество улучшений приходится на последние 5 лет — в параметрах рынка главной клиент, не забирающий на данный момент и 10% производимых автомобилей, уже не имеет возможности диктовать собственные ограничения. Заводу необходимо выслеживать запросы потребителя, которому не хватает плавности хода, вычисленной для артиллерийского боевого расчета с коробкой снарядов и пушкой на прицепе.
Металлическая крыша, действенный отопитель, более комфортные сидения, утратившая "дубовость" подвеска на малолистовых рессорах, цельное ветровое стекло, движок стеклоочистителей, спрятавшийся под панель устройств, — все это лишь 1-ые шаги в громадной модернизации ветерана.
В свое время, при проектировании принципно нового 3160, конструкторы были враждебно ограничены требованием как возможно меньше "тревожить" главное создание. Для конструкторов это, конечно, не хорошо. А вот для старины "469-го" выяснилось легко здорово! "Папаша" имеет все шансы взять наследие от собственного "сыночка".
Идет обращение и о более эластичной подвеске агрегата, и о пятиступной коробке, о мелкомодульной малошумной "раздатке", о гидроусилителе руля и надежных неразрезных мостах. Все перечисленное найдёт для себя место в превосходно привычной модели 3151. Однако, в отличие от "шестидесятки", у нее значительно более дешевенький кузов.
Конвейерное долголетие английского "Дефендера" подтверждает корректность расчетов ульяновцев. При наличии "накрученного" и дорогого "Рейндж-Ровера" в программке компании остается место для "старичка" 1948 года рождения. А у него, со своей стороны, достаточно поклонников.
Либо бедных, либо тех, кому нужен в самом деле джип, а не некое волшебство цвета — "металлик" на огромных колесах с "широкомысленной" коробкой.
Сумеет ли УАЗ занять место в нише дорогих джипов, продемонстрирует время. А вот на рынке техники для настоящих парней он всецело может увеличить собственный присутствие. Армейские обеспечили ему прочные качественные корешки (ну какой еще автомобиль был обязан мочь двигаться в составе танковой колонны?).
И те же армейские, настаивавшие на сугубой утилитарности, предоставили широчайшее поле деятельности для тех, кто на данный момент занимается улучшением настоящего русского вездехода.
Обыденность опробований: финиш 60-х.
1-ый UAZ 469 много лет стоял на постаменте у проходной завода.
Стосильный мотор 421 под капотом 3153.
Представители сегодняшнего поколения "уазиков": 31514 — с металлической крышей, нижним другими инновациями и расположением стеклоочистителей (вверху) и 3153 — с удлиненной базой.
"Уазик" на опробованиях в редакции &в первых рядах;За рулем".
Работы над новыми модификациями старенького "уазика" не прекращаются. Перед вами — умелый пикап.
Главные Конфигурации В КОНСТРУКЦИИ UAZ 469 (1980-1997 гг.)
Телескопические рессоры (все четыре — однообразные) 1980
Движок модели 414 — 77 л. с. 1983
Закрытая охлаждающая совокупность с расширительным бачком 1984
Вакуумный усилитель тормозов 1988
Движок модели 417 — 90 л. с. 1989
Коробка с синхронизаторами на всех передачах* 1989
Металлическая крыша* 1993
Цельное ветровое стекло 1994
Передняя подвеска на пружинах* 1994
Движок модели 421 — 100 л. с. 1996
Нижнее размещение стеклоочистителей 1997
Круговые шины* 1997
*На части выпуска.
Просматривайте кроме этого:
- Ягуар XKR 75 начинал в Гудвуде
- Забег в респираторе
- ЖИГУЛИ ДЕСЯТОЙ МОДЕЛИ
- Вездеходы
- ВЗЫРОВОПАСЕН
- Трамплин для дорожных разработок
- Властелин ледяных струй
Чумаков Было и будет
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
СКАТЕРТЬЮ ДОРОГА! РЫНОК У ПРИЛАВКА СКАТЕРТЬЮ ДОРОГА! Очередной поход по рынку запчастей — за подробностями подвески. Клиенты задают вопросы — торговцы отвечают.. Максим САЧКОВ Решил перетряхнуть…
-
Утилизация Кто и за что возьмёт 50 тыс. р.?
Подобные деяния за пределами россии приводят к отличных показателей: вырастают количества продаж, понижается уровень загрязнения воздуха от развалюх. Но, наверное, у нас опять все будет по-второму….
-
Рождение «Приоры» До тех пор пока «приоры» на третьей нити сборочного потока смотрятся как редкостные заокеанские животные в провинциальном зоопарке. Не смотря на то, что как бы и цвета те же (в то время, когда мы были в Тольятти,…
-
СЕАТ У ГОРЫ МОНТСЕРРАТ СЕАТ У ГОРЫ МОНТСЕРРАТ Испания — на 5-ом месте в мире по количеству выпуска легковушек, на 3-ем — в Европе. Но в Российской Федерации об испанских машинах знают не достаточно. Так как громадная…
-
Выбор расчетливого ГРАНИЦЫ КЛАССА. Может, тот, кто уже хватил адреналинового коктейля на 800-кубовом ATV, с таким утверждением не согласится, но, все же – и не спорьте: 500-кубового мотора для…