Живы классики ГАЗ-ММ Машина жизни
Живы классики ГАЗ-ММ: Машина судьбы
От Москвы до Берлина всего 1800 км… Но на этом грузовике и 50 проехать непросто! Прыгая на кочках, нехитро порвать брезентовую крышу, не сильный подушка сидения продавливается до древесного основания. Затекают ноги и устают руки, твёрдая баранка давит в животик. Прохладный ветер задувает снежинки в фактически незащищенную кабину, а поясницы от напряжения мокрая.
Конечно, равномерно мы привыкаем друг к другу. Я начинаю осознавать ее нрав, а полуторка, ощущая мое искреннее желание сдружиться, старается, делает что может. Но в случае если представить, что мы с «газиком» не в негромком, мирном подмосковном лесу, а на совсем втором льду…
В БОЙ ИДУТ СТАРИКИ
Уж вот в самом деле ничего излишнего! На ступице баранки выключатель света. Ножная кнопка стартера высоко над педалью газа.
В компании замка зажигания три прибора: понизу спидометр, над ним указатель уровня горючего, справа – амперметр. От Москвы до Бреста чуток больше 1000 км. Данный путь удалось преодолеть редчайшей машине и не каждому бойцу. Тем паче что многие летом 1941-го начали его именно от Бреста к Москве. Водители, которым посчастливилось пережить собственные автомобили, снимали с искореженных минами и снарядами полуторок все, что имело возможность пригодиться для работоспособных экземпляров. А останки кинутых грузовиков и сейчас находят в лесах Рф и Белоруссии.
До Денька Победы дошли, в большинстве случаев, призывники поздних годов – как и данный ГАЗ-ММ, родом из 1944-го.
В конце 1920-х никто не подразумевал, что несложный полуторатонный «Форд», которому предначертано было стать ГАЗ-АА (позднее – ММ), и через десятилетие по окончании второго рождения будет одной из самых массовых автомобилей не только только в городках и колхозах, да и в Красноватой Армии. Конструкция кроме того по меркам 2-ой половины 1930-х – несложнее некуда. Пятидесятисильный нижнеклапанный мотор, несинхронизированная коробка, подвеска без амортизаторов, механические тормоза (на автомобилях армейского времени к тому же лишь на задние колеса), ручная регулировка опережения зажигания, подача бензина к карбюратору самотеком…
Ломаться как бы нечему, но обслужить и отремонтировать всегда было что! Скажем, масло в движке по аннотации следовало поменять каждые 750 км, некие узлы – смазывать через 300 км! А многие ли на данный момент не забывают, как поменяли баббитовые вкладыши, притирали клапаны, счищали нагар с поршней? Но для того, кто ездил на ГАЗ-ММ, все это в большинстве случаев и буднично, как тесноватая (а в армейском варианте к тому же без дверей!) кабина, высочайшие тяжеленные педали.
Но не нужно ни сложного инструмента, ни дефицитных и дорогих запчастей. В кузовах полуторок тряслась пехота, коробки с продовольствием и боеприпасами, эвакуированные, а время от времени и пострадавшие. От выносливости несложных мастерства и грузовичков водителей часто зависела жизнь.
Это совсем не пафос, а действительно, так же простая, как конструкция горьковского грузовичка.
Оборотный ОТСЧЕТ
От Москвы до Вязьмы всего-то 226 км… Почему-либо хотелось отправиться конкретно данной дорогой – по ней зимний период 1941-го водители в первоначальный раз повели авто на запад, а не на восток. Но по современным дорогам передвигаться на ГАЗ-ММ весьма тяжело. Окружающим не до экскурсов в историю. Кто-то, действительно, улыбнется по-хорошему, помашет рукою.
Вторых машинка, для которой 50 км/ч – фактически максималка, справедливо злит. Ну и водителю полуторки на сегодняшнем шоссе совсем некомфортно.
Для начала необходимо привыкнуть управляться с тяжеленной, рычагом и большой баранкой коробки (2-ая – нейтраль – отпустил сцепление – выдавил – 3-я). Не нужно забывать и о тормозах. Заводские эти – 10 м до остановки с 30 км/ч, – само собой разумеется, предполагали колодки и лето на всех колесах.
А зимний период да без фронтальных тормозов…
Но эти сильные эмоции блекнут, в то время, когда порожний грузовик попадает в серию ям. Машина на субтильных рессорах (в первых рядах – простая для предвоенных «фордов» поперечная) начинает скакать так, что нога подсознательно отыскивает педаль тормоза. Находит, но не сходу.
А по тем-то дорогам, прифронтовым, как ездили?
Но зимняя проходимость на шинах, набросок которых умиляет собственной наивностью, лучше, чем думается на 1-ый взгляд. Вильнув кузовом, с мелкий пробуксовкой машина прекрасно трогается на скользком покрытии со 2-ой передачи. Груженая да на первой (передаточное отношение – 6,4!) отправилась бы и по достаточно глубочайшему снегу.
А ведь в арсенале водителей имелись к тому же цепи.
И все-же, неуж-то отечественные деды были так легче и ниже нас? Пригласил нескольких современников различной комплекции – усесться с комфортом, по последней мере в сегодняшнем осознании, не сумел никто! Но они, деды, были разумеется не не сильный.
Ни в одном смысле.
ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ
Из «роскоши» – дудка звукового сигнала. …От Кобоны, что на восточном берегу Ладожского озера, до Кокорева на западном км 30… Под колесами талый лед, по сторонам – полыньи от бомб, в кузове – мука, а на оборотном пути неразговорчивые ленинградские малыши, лица которых бледнее снега зимней Ладоги…
Я проехал по снежку Подмосковья примерно столько же, сколько водители Ладоги преодолевали за один рейс. То, что они испытывали, ощутить на данный момент невозможно! Удалось лишь начать осознавать машину, повидавшую за собственные 50 5 то, что на данный момент время от времени думается преданиями.
Про полуторку никак не сообщишь «прокатиться». Чтобы перед ней не было постыдно, нужно будет вспомнить совсем другие слова: «труд» (а не работа от сих до сих), «выдержка», «мужество». Тогда и бухтение несложного мотора, заглушаемое отчаянным воем коробки (на каждой передаче личный, особенный, но неизменно звучный глас!) будет звучать, как песня Победы…
СЛУЖИЛ Русскому Альянсу
У кабины с брезентовой крышей матерчатыми были и боковины. От ветра малость защищали, но обзорности, вычисляй, нет. ГАЗ-ММ – модернизированная во второй половине 30-ых годов XX века версия ГАЗ-АА (сначало НАЗАА), выпускавшегося с 1932 года в Нижнем Новгороде, позднее – Неприятном. С 1930-го подобные «Форд-АА», весьма унифицированные с легковым «Форд-А», собирали в Москве на заводе имени КИМ (позднее – МЗМА, АЗЛК)
и на заводе «Гудок Октября» в Неприятном. ГАЗ-ММ оснащали 4-цилиндровым движком количеством 3,3 л, мощностью 50 л.с. (до 1938-го – 40 л.с.) и 4-ступенчатой коробкой. На базе полуторки строили самосвалы ГАЗ-410 (второе заглавие – ГАЗ-С1), автобус ГАЗ-03-30, санитарный ГАЗ-55, газогенераторный
ГАЗ-42, полугусеничный ГАЗ-60, другие модификации. Часть автомобилей армейского времени производили без дверей и фронтальных тормозов, с одной фарой. В Неприятном ГАЗ-ММ создавали до 1947 года, позже до 1950-го – в Ульяновске.
Всего сделали около миллиона автомобилей, во время войны – более 102 тыщ.
Просматривайте кроме этого:
- ЗАВОЛЖСКАЯ Палитра
- ЗАВТРАШНЯЯ МУЗЫКА
- ЗИМНЯЯ СВЕЖЕСТЬ
- ЗАПИСКИ СТРАНСТВУЮЩИХ ОКОВОДОВ
- Живы классики. Lincoln Continental последняя дюжина
- Зеленоватый ПУТЬ ПРОГРЕССА
- Женевский автосалон без Лады
По Законам Армейского Времени (сериал в формате 4К). Трейлер. Военно-историческая Драма. Star Media
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
Живы классики. Lincoln Continental последняя дюжина
Живы классики. Lincoln Continental: последняя дюжина Нет уж, в город не отправлюсь! Повсевременно просчитывать линию перемещения, примеряя необыкновенные извивы громадного кузова к современному…
-
Сложнее всего ездить на нем степенно и аккуратненько. И вдобавок его непросто покинуть. Это не только только стиль автомобиля, да и стиль судьбы, которым пробовал проникнуться Сергей Канунников….
-
Живы классики. Delahaye 135M Поиски потерянного времени
Живы классики. Delahaye 135M: Поиски потерянного времени Необыкновенное чувство! Скорость под девяносто (испытано по спидометру современного автомобиля), ровная передача, обороты чуток меньше 2500,…
-
Продолжить ЖИЗНЬ ТУРБОКОМПРЕССОРА
Продолжить ЖИЗНЬ ТУРБОКОМПРЕССОРА /СЕКРЕТЫ МАСТЕРА Движки с наддувом показались не день назад — 1-ый успешный опыт датирован 1925 годом. Идея ординарна: увеличив давление на впуске, затолкать в цилиндр…
-
ВЫБОР ДЛИНОЮ В СУДЬБУ /ЮБИЛЕЙ ВЫБОР ДЛИНОЮ В СУДЬБУ ВЛАДИМИРУ КАДАННИКОВУ — 60 ТЕКСТ / Лена ВАРШАВСКАЯ КРУТОЙ ПОВОРОТ Папа опоздал кроме того узнать о его рождении — погиб на фронте летом 41-го. Рос…