Живы классики ЗАЗ-965 «Запорожец» — 1-ая любовь
Живы классики: ЗАЗ-965 «Запорожец» — 1-ая любовь
Ну из-за чего на данной наподобие бы муниципальный машинке охото к морю – теплому Тёмному или холодному Балтийскому? Моторчик умеренный, тарахтит хоть забавно, да громковато, багажник также совсем не огромный. Разгадка, думаю, ординарна: для многих эта самая машина – символ первых авто эйфорий, свободы, далеких и романтических путешествий!
Пользующаяся популярностью МЕХАНИКА
Полчаса позора, но – на работе! шутки и Смешные рассказы про «Запорожец» показались чуть ли не в один момент с прототипом на ВДНХ. Еще бы: ну все не так, как у обычных автомобилей!
Мотор – в багажнике, радиатора нет, двери раскрываются, как у ветхих, еще довоенных авто, а задние колеса стоят неблагопристойно криво! Самые внимательные нашли: кроме того надпись на передке какая-то странноватая: «Запорожець». Не все сходу додумались: это по-украински.
Но соревнование в остроумии выдавало сильный энтузиазм. Так как машина, которую вот-вот начнут производить на бывшем заводе комбайнов «Коммунар» в Запорожье, намерено запланирована на автолюбителей-частников – их медлительно, но неуклонно растущую армию. Обещают к тому же, что она будет дешева фактически каждому труженику.
По сегодняшним русским меркам ЗАЗ-965 сделали достаточно быстро. Он, конечно, не был необыкновенным: кузов и заднюю подвеску заняли у популярного ФИАТ-600, переднюю – у «Фольксвагена-Жук», мотор был похожим татровскую «воздушку», лишь весьма уменьшенную. Но, учитывая принципную для СССР новизну автомобили, необходимость организовать новое создание не лишь в Запорожье, но и в Мелитополе (движок), необходимо признать: уложились в сроки весьма сжатые.
Проектирование начали в осеннюю пору 1956-го (совместно НАМИ и МЗМА), в 1957-м показался 1-ый макет «Москвич-444» – сначала с импортным мотором, позднее с отечественным мотоциклетным, а 18 июня 1959-го в Запорожье собрали 1-ый пробный эталон. Действительно, до начала серийного производства прошло еще более года.
Конечно, кругленький (малость грубоватое «горбатый» придет позднее) автомобильчик был далек от идеала вообщем и кроме того для русского человека в частности. Все, само собой разумеется же, хотели о «Волге». Ну либо не смотря на то, что бы о «Москвиче». А тут еще в 1959-м в Сокольниках показали целый цвет южноамериканского автопрома.
Как не похож на эти роскошные, громадные, зияющие колченогом и ошеломляющие техническими чертами крейсеры маленькой, как словно бы поджавший губки от обиды «Запорожец»! Но газеты и издания безотступно подчеркивают: догнать и перегнать США – не значит повторять все заморские перегибы.
Ну а на фоне европейских аналогов ЗАЗ-965, кстати, смотрелся всецело благопристойно: стопроцентно независящие подвески – в первых рядах торсионная, позади пружинная (у ФИАТ-600, к слову, в первых рядах рессора), четырехступная коробка, мотор – 23 л.с. У того же ФИАТ-600 22 л.с., а у «пятисотого» и вовсе 13 л.с. Движок известного «гадкого утенка» – «Ситроена-2CV» развивал 12,5 л.с.
Лишь германские «Жук», БМВ-700 и «ДКВ-Юниор» оснащали моторами в 30 и более сил.
Вобщем, для русских людей куда ответственнее, что «Запорожец» стоит 1800 рублей новыми, а так как «Москвич»-то – 2500, а «Волга» и вовсе баснословные 5100! Поэтому-то ЗАЗ-965 стал для большинства его клиентов первым автомобилем в жизни. Не забывайте?
Это фактически как 1-ая любовь с ее разочарованиями и радостями…
МОРЕ – в первых рядах, МОТОР – Позади
Он совсем не таковой неловкий, как думается на первый взгляд. По крайней мере для переднего пассажира и водителя. Страшнее всего, что левой ноге мешает арка колеса, но напольные педали всецело применимы, к рычагу переключения передач с достаточно большенными ходами возможно привыкнуть – не хуже, нежели на зарубежных заднемоторных аналогах. Тормоза без усилителя?
Ерунда! В случае если уж на 21-й «Волге» и кроме того ГАЗ-51 ездили…
Чтобы терпеливо перенести разгон не смотря на то, что бы до 60 км/ч, нужно добродушие и чувство юмора. При этом 27-сильный воздушник (это уже модернизированный ЗАЗ-965А 1967 года) тарахтит от души. Сперва кроме того забавно!
Но представим для себя путь к морю км в пятьсот, а то и в тысячу! А так как небольшие, тесненькие машинки во времена их молодости помогали, в большинстве случаев, конкретно дачными и отпускными!
Поясницы уже утомляется от хлипкого тщедушного «стульчика», тарахтение больше давит на уши – при том, что кроме того для не всецело загруженного автомобиля 80 км/ч предел, максималка. Избаловался! Для многих семей в 1960-е поездка к морю на собственном «Запорожце» была большим счастьем!
Которому питали зависть к еще более семей. Ну а мизерный багажник часто дополняли конструкцией на крыше, размерами стремительнее подходящей для «Волги».
Летом на обычных для «зазика» скоростях маневренность сносная – опять-таки не хуже, чем у зарубежной ровни. Но экстремизма машина не обожает. Это быстро сообразили те, кто выступал на ЗАЗ-965 в ралли.
Да-да, в ралли! Скажем, узнаваемый в СССР гонщик, призёр и многократный фаворит Союза интернациональных соревнований Стасис Брундза начинал Подвескаивную карьеру конкретно на «горбатом» – и, как и кое-какие другие Подвескасмены, испытал на прочность его крышу. Кстати, данный показатель у ЗАЗ-965 на высоте! Вобщем, подавляющему практически всем хозяев куда ответственнее ремонтопригодность. 1-ый автомобиль в условиях запчастей и недостатка мастерских помогал освоению свойств слесаря, моториста, кроме того маляра и жестянщика.
Нехитрые манипуляции с силовым агрегатом (сначала опустить, позднее вытянуть вспять), и возможно его ремонтировать – прямо в гараже или во дворе. Бывало, с помощью соседа движок доставляли кроме того к себе! В том месте под неодобрительное гудение заинтересованное щебетание и супруги наследников мотор воздушного остывания (но течей нет!) чинили, разбирая по цилиндрам.
И вот неспециализированная домашняя эйфория – машина снова на ходу!
Вещью в себе была независимая печка. Греет независимо от температуры мотора… в то время, когда трудится. Свеча накаливания, регулятор…
Звучит на данный момент так же экзотично, как «выставить зажигание» или «отрегулировать уровень в карбюраторе». Вобщем, зимний период тогда ездили иногда. Большинство «запорожцев» находились на приколе – иногда в гараже, почаще под брезентом во дворе, где наглые мальчишки так и норовили сделать из машинки снежную горку…
…Съезжаю с шоссе на красивую лесную дорожку. Кстати, проходимость у «Запорожца» весьма солидная: небольшой дорожный просвет, как сейчас у иных кроссоверов: 175 мм, а под движком и вовсе 200 мм. И ухабов подвеска не особенно опасается. Вот и приехали. Только-только наподобие болела поясницы, утомлялись неприкаянная уши и левая нога.
А вот на данный момент почему-либо охото ехать потом!
Маленький АВТОМОБИЛЬ ГРОМАДНОЙ ДЕРЖАВЫ
Сберегал моря или не смотря на то, что бы реки, палатка, котелок, транзисторный приемник (у счастливчиков – рижская «Спидола»!) и, само собой разумеется, личная машина: гимн автотуризму 1960-х. А может, и правда тут поблизости – скажем, вон за той сосной – ожидает романтическое приключение, а то и будущая будущее? Комедия «Три плюс два», где не считая пятерых одушевленных храбрецов принципиальные роли играются «Запорожец» и «Волга», при всей наивно-сладкой искусственности дух эры отражала достаточно верно.
Не беда, что микролитражный «Запорожец» тесноват и шумен, не через чур резв и не так дабы уж весьма надежен. Он так как 1-ый! А в первых рядах громадная и яркая судьба – твоя личная и страны, которая сооружает больше жилища, пускай до тех пор пока компактного, а за несколько месяцев до старта серийного 965-го кроме того запустила в космос живых существ – собачек Стрелку и Белку!
Конечно, будущее окажется не совсем таким, как виделось. «Запорожцы» еще долго-долго были не музейными экспонатами, а домашним транПодвескаом. А меняя обладателей, попадали, в большинстве случаев, к тем, кто также лишь начинал авто жизнь. на данный момент «зазик» и их учил ездить, чинить, красить. Прошло еще не один год, перед тем как к «запорожцам» стали относиться как к забавным игрушкам, строя из них машины с откидным верхом, Подвескакупе, стретчи. Либо – наконец! – как к раритетам. Конечно, многие расставались со ветхими, совсем уже не соответствующими ритму судьбы «горбунами» без сожаления.
Но сейчас и они смотрят на эту голубенькую машинку с светлой грустью и улыбкой. Точно, вспоминают первую любовь с ее экстазами, эйфориями, разочарованиями и обидами….
Русская НАРОДНАЯ
Серийное создание ЗАЗ-965 «Запорожец» начали в ноябре 1960 года. Мотор V4 развивал 23 л.с. при 4000 об/мин. С 1963-го производили модернизированный ЗАЗ-965А с мотором 27 л.с.
Последний раз модель поменяли в 1966-м, установив, в частности, 30-сильный движок. На экПодвеска в кое-какие страны автомобиль шел под именованием «Ялта» (Jalta). На базе ЗАЗ-965 сделали пара прототипов, в частности почтовый фургон 965С, а кроме этого семейство ЗАЗ-970 – фургон, минивэн и пикап вагонной сборки.
Всего до 1969 года выстроили чуток более 322 тысяч автомобилей.
Редакция благодарит за помощь в съемке Наталью Голованову и Павла Залазаева, а кроме этого мастерскую «Колеса истории» за предоставленный автомобиль.
Просматривайте кроме этого:
- ЗАМОРОЖЕННЫЕ РУБЛИ
- Я – бот!
- Заходит . И НЕ ВЫХОДИТ
- ЗАКОН «ЧИЗХОЛМА-БЕНЦА»
- Японские авто Новый или ветхий?
- Вероятные ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЯПОНЦЕВ В Российской Федерации
- Обитатели страны восходящего солнца — Влево, Другие — Вправо
Горбатый Запорожец. ЗАЗ 965.
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
Живы классики. Lincoln Continental последняя дюжина
Живы классики. Lincoln Continental: последняя дюжина Нет уж, в город не отправлюсь! Повсевременно просчитывать линию перемещения, примеряя необыкновенные извивы громадного кузова к современному…
-
Сложнее всего ездить на нем степенно и аккуратненько. И вдобавок его непросто покинуть. Это не только только стиль автомобиля, да и стиль судьбы, которым пробовал проникнуться Сергей Канунников….
-
ЗАПОРОЖЕЦ : НАЧАЛО НАЧАЛ РЫНОК ЗАПОРОЖЕЦ : НАЧАЛО НАЧАЛ Весьма охото иметь свой автомобиль, а средств не достаточно. Что все-таки возможно купить самое дешёвое, чтобы как-то начать ездить? Такой…
-
Живы классики. Delahaye 135M Поиски потерянного времени
Живы классики. Delahaye 135M: Поиски потерянного времени Необыкновенное чувство! Скорость под девяносто (испытано по спидометру современного автомобиля), ровная передача, обороты чуток меньше 2500,…
-
СООБЩИ: «РАЗ!» ТЕХНИКА ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Бмв SERIES 1 СООБЩИ: «РАЗ!» АНАТОЛИЙ ФОМИН. ФОТО Создателя И БМВ БМВ готов поступиться частью прибыли – цены на БМВ-116i в Российской Федерации начинаются с 23 000 евро. БМВ…