-50о НА СОЛНЦЕ
-50о НА СОЛНЦЕ
ЯКУТСКИЕ ПЛЯСКИ
фото создателя и Аркадия ПОПОВА
"Предложение неожиданных путешествий имеется урок танцев, преподанный Господом Всевышним", — учит нас Боконон.
Курт Воннегут, "Колыбель для кошки"
КАК НА ЛУНУ
Уж не знаю, что было быстро неожиданным — предложение к путешествию или то, что я на него дал согласие. Кликали в пик северной зимы проехаться на снегоходах (так и сказали в телефонную трубку — "проехаться") по солнечной Якутии. Это что, на палочке верхом около клумбы во дворе? Так как холодно, смертельно холодно! Вот уже что месяц я не имел возможности отойти по окончании заезда в составе команды "Мото" на Эльбрус.
Так то был Эльбрус! А это — кто знает, что такое озеро Токо? А наименования Нерюнгри, Становой Охотское море и хребет для москвича так же притягательны, как наименования кратеров на Луне… И еще я не переношу авиарейсы.
Не опасаюсь, а конкретно не переношу… Но отыскал в памяти цитату из Воннегута (наблюдай в эпиграфе) — и дал согласие. А так как Якутия все таки не метод и Луна добраться на Север содержит кандидатуру, то решил: не полечу — отправлюсь поездом.
Чух-чух-чух… По дороге будет время поразмыслить, не дурачина ли я, что купился на соблазнительность цитаты.
Пятеро дней по ж. д. скрасили знакомство с БАМом и размышления об экстримах и экстремалах. Додумался до того, что вывел: экстрим — понятие относительное. Мы едем в одичавший безлюдье и холод — для нас это экстрим. А для таежного охотника или эвенка, дремлющих каждую стылую ночь в избенке или юрте на земле, — естественная форма обитания. И исходя из этого их экстремалами именовать запрещено?.. Чушь какая-то выходит.
Нет, одну мысль длительно мыслить запрещено.
НЮРКА
Нерюнгри, а в просторечии Нюрка, — современный город в Южной Якутии. Тут познакомился с командой. Нас четыре. Устроитель пробега — глава компьютерной компании "КиО" Юрий Баланев, он конкретный рыбак, авантюрист и охотник, в хорошем смысле слова. Его отпрыск — Виктор. Аркадий Попов — испытатель снегоходов из Рыбинска.
Ну и я. От места старта до конечной точки маршрута — поселка Чумикан на берегу Охотского моря предстоит проехать около 1000 км и столько же в оборотную сторону (в случае если сможем возвратиться). Бензин в бочках по маршруту уже закинут вертолетом, с собой на 3-х санях везем более полтонны горючки, 80 л. масла, запчасти, инструмент, ружья, провизию.
Познакомился и с отечественными "жеребцами" (вобщем, беря во внимание географию региона, поточнее будет сообщить "оленями"): это снегоходы "Тайга" (лозунг Баланева — продвигать российское). Белый как снег снегоход с умелой 600-мм гусеницей нарекли "шестисоткой". Другие, с обычными 500-мм гусеницами, по их цвету: Голубым, Зеленоватым, Белым как снег.
Плохая ПРИМЕТА
В денек отъезда, 28 декабря, как словно бы в честь старта потеплело до -23 (о том, что такое "холодно", определите позднее). Торжественные проводы состоялись в присутствии местной прессы, ТВ и читателей "Мото" числом одной личности. Через 50 метров по окончании старта произошёл конфуз: головной снегоход отказался слушаться руля и всем назло уткнулся в чей-то гараж.
Последствия — лопнула поворотная сошка лыжи. подгонка и Сварка заняли 3,5 часа. В то время, когда окончили, начало смеркаться. На северах денек, осознаёте ли, куцеват…
За 1-ые 25 км до станции Беркакит ухитрились застрять опять — Голубий, самый свежайший из снегоходов, без видимых событий заглох и не желал заводиться. Позднее так же неожиданно получил. Не могу заявить, что схожее начало экспедиции вселяло уверенность в ее успешном окончании.
Похолодало, совсем стемнело, в голову лезли подлые мыслишки: куда едем, для чего?.. Ничего для себя "урок танцев"!
С обочин дорог съехали на зимник. Он представляет собой поверхностные следы "Уралов" (не байков, а грузовых вездеходов). И сходу поперек пути — речка Горбыллах.
Она встретила наледью — полузамерзшей кашей, грамотным водой, натекшей поверх льда. В случае если в ней тормознуть, влага на поверхностях ходовой части и лыжах мгновенно схватится в лед — снегоход не стронуть с места. Но мы с перепугу пропархали.
СУПЕРМЕНЫ
Ехали как словно бы в туннеле: свет фар вырывал лишь редчайшие деревья. Тормознули на развилке: ну, а теперича куды?.. Донесся лай собаки, в первых рядах замелькал свет фонаря-"жучка". Подошел мужичок с окладистой бородой: рядом, гласит, зимовье, где он и второй охотник отдыхают — пошли, мол, со мною.
В 80 километрах из этого у их вышел из строя "танк*" (так местные именуют гусеничный БТР — бронетранПодвескаер), они его бросили и пошли пешком к себе, чтобы по-человечески повстречать Новый год. (Столько идут — и живые?! А вы гласите: "Экстрим!..") Оставили в "танке" вещи, кроме того ружья, прихватили лишь сухие валенки, котелок, малость чая и хлеба, топор и пилу — они нужны для подготовки таежного костра-нодьи, чтобы перекантовываться ночкой. Еще несли в руках щенка, а громадная собака (конечно, лайка) передвигалась своим ходом.
Я задал вопрос: не небезопасно ли без ружей? "Леший" успокоил: медведь спит, а волк (их, в самом деле, бродит большое количество) занят делом — "пасет" оленей эвенков… Охотники умудрились-таки дотопать до зимовья, в которое и нас кликали, но данной полночью планировали тронуться потом, чтобы одним ударом победить оставшиеся 30 км до дороги — кто-либо да подвезет…
Разумеется я угодил в ирреальный мир. Из какой такой особой плоти-крови вылеплены эти мужичонки? Тут нормально — топать пешком 100 верст с гаком по смерзшейся тайге ночкой, средь волков, без ружей…
Зимовье: изба с одним маленьким оконцем, затянутым двойным слоем целофана. Икона в древесной раме, стоящие часы, полувыцветший фотокалендарь с элементами секса (в осознании 1989 года), три фотокарточки чьих-то детей, плакат с одной из героинь "Санта-Барбары", карта окружностей. Пара аккумов, две керосиновые лампы, валенки, 6 пар лыж.
Я натолкнулся на страничку из журнальчика "За рулем" финиша 80-х с материалом об устройстве электрического оборудования "Явы" и ЧЗ. Могу понять, что красавица-мулатка кому-то тут греет душу, но кому и за каким линией в тайге сдался байк?!
ПО КОЧЕРЫГАМ
Для меня это стало специфичной забавой — смотреть на указатель температуры. Наблюдал и убеждался, что все это мне не мерещится. на данный момент -35.
Заправили снегоходы. Отметили: расход бензина превысил расчетные числа. За пройденные всего-то 58 км сожгли больше 20 л. Произвели осмотр подвижной состав: на одних из саней оторвало рессоры лыж.
Ремонт Аркадий совершил по-нашенски: бензопилой обработал полено, привязал его к полозьям веревкой. И вся недолга.
Чуток отогрелись — отправились. Местность невеселая: на горизонте низкие горы с чахлыми лиственницами. Зимник то подымался на низкие перевалы, то, петляя, шел вниз. Снега малость, так что все припорошенные "кочерыги" пинали снегоходы (и нас) тычками. В случае если получалось разогнаться до тридцати километров/ч — праздничек. Бессчётное число раз сани-кибитка переворачивались.
Денек впечатлениями не запомнился, не считая как изматывающей ездой да встречей с эвенками.
Сперва узрели большое количество оленей. 1-ая реакция: из-за чего не разбегаются?.. Показался высокий молодец в торпазах и с ружьем за спиной.
Посиживал он в легких древесных санях позади первой пары оленей, за ним кроме этого попарно другие олени волочили другие сани, караван складывался из 5-6 пар рогатых. В арьергарде дремал эвенк (как позднее сообразили, вдрабадан опьяненный), он привязал себя к саням веревкой. Постояли, побеседовали ни о чем, разъехались любой по своим делам… Я пожалел, что не потрогал оленей и эвенков — в реальность происходящего все еще верилось с большим трудом.
Точно, началось обморожение мозгов.
Нельзя сказать, что езда на снегоходе, пускай и по кочерыгам, воспринималась как экстремальная, то бишь сопряженная с эмоцией кошмара. Страшиться некогда — нужно вкалывать. Требовались реакция, натужил нервишек и мускул, чтобы не перевернуть снегоход или сани, взмывать на сберегал (машина — в "свечку"). Приходилось ехать скоро, но не так, чтобы разбить "железо".
Мы спешили кроме того не исходя из этого, что торопил график перемещения — улепетывали от испуга: страшились одичавшего мороза, того, что мал световой денек и пустынны места… Но страх-преследователь нагонял, в то время, когда случались поломки. А они фактически достали. Не имеет значение какая поломка, в обыденных параметрах малый, тут — кол в мозги: руки в толстых перчатках (как без их!) нерасторопны, из задубевших пальцев упадёт деталюшка — так обязательно куда-нибудь закатится, в мгле с фонариком ее извлечение и поиски затягивались на вечность, иногда приходилось демонтировать мешающие ремонту узлы…
Осознаёте, что поднимает дух? Наличие свойств! В Москве я практически не бываю в ресторанах, но превосходно, что они имеется в моем городе. Не пологаю, что когда-нибудь нужно будет обратиться в один из многочисленных мотосервисов, но недурно, что они имеется…
В обычной жизни живу в параметрах неограниченных свойств — вот что до меня дошло в Якутии. В том месте помощи ожидать неоткуда и неоткого.
В одном подфартило: нашли место для ночлега — около того самого сломавшегося "танка". Мужчины были важными: покинули палатку с вязанкой и печкой дров.
Вечерком по электрическому указателю температуры, встроенному в один из снегоходов, следили, как холодает. При -36 мы валяли дурачины, фотографировали индикатор. Позднее термометр продемонстрировал -43. А ночкой зашкалило за -50. Стало не до смеха… Неизменно подбрасывали в печурку дрова — тот еще сон… Утром ободрились: потеплело до -36 (направьте внимание, "потеплело" я не беру в кавычки.
И делаю это осознанно).
Днем собрались достаточно быстро, часа за три: заводили, прогревали моторы, складывали-связывали скарб… Ехали уже по высохшей травке и комьям глины — снега стало совсем не достаточно. Скорость упала. Деньком оторвало крепление лыжи прицепа.
Ремонт затянулся: сверлили полосу аккумуляторной дрелью. Холод тогда и вмешался: емкости аккумов хватало секунд на 30. 5-10 мин. уходило на их подзарядку от снегоходных аккумов.
С горем напополам к полудню полозья починили.
Давили до упора, пока не стали выпадать из седел. Но прошли 111 км! Вечерком никакого зимовья не нашли — было нужно ставить палатку.
Эту ночь позднее вспоминали как кошмарный сон. Холодно…
ПРОКЛЯТИЕ DUCATI
Дремали терпимо (или притерпелось?), но желаешь-не желаешь, приходилось по естественной потребности вылезать на холод, а ведь снова зашкалило за -50… Позавтракали чаем (кружки примерзали к губам) с кое-чем в том месте — и поскорее потом: на данный момент ночкой Новый год. Хотелось его повстречать под крышей.
Снегоходы снова заводились длительно. Применяли эфир, не в особенности жалеючи — его намерено забрали с собою на такой случай. Гусеницы не хотели проворачиваться — 1-ые метры автомобили толкали. В итоге отправились… Но опоздали пройти и сотки метров, как на Голубом (опять на нем) оборвало ремень вентилятора. Поменяли, но мотор успел остыть и по сей день снова не желал заводиться.
Попеременно дергали ручной стартер, мы уже все согрелись, движок — нет: он был холоден к нашим стараниям и мату.
На этом снегоходе совокупность зажигания — от Ducati. Искра у нее весьма слабенькая, и не легко понять, имеется ли она вообщем. Прицепили гусеничный труп Голубого к "шестисотке", решили тащить до первого зимовья. С большим трудом тандем тронулся. какое количество нужно будет тащить, выдержит ли техника?..
Об этом мыслить не хотелось… Через несколько км следы, по которым шли, спустили нас на ровненькую поверхность мелкий речушки, а она не так долго осталось ждать впала в реку побольше — Гонам.
По местным понятиям, это ответственная река. Сперва 20-го века тут разгорелась золотая лихорадка, тыщи старателей обнаружили счастья в форме самородков и песка. Сейчас страсти поутихли, драгоценный металл отыскивают в более глухих местах, и берега Гонама посещают лишь охотники, редчайшие туристы на протяжении сплава да ненормальные наподобие нас.
По Гонаму ехалось быстро, кроме того весьма — стали зябнуть. Вот представьте… Приложенная к снегоходам диаграмма "скорость-температура" показывает: при -29 и скорости 80 км/ч температура с учетом образующегося остывания (за счет скорости) составит -67 градусов. О том, какова она при -50, лишь догадывались.
Вычислять не стали: внезапно кто-то среди нас окажется весьма впечатлительным. Нам тут не достаточно инфаркта от стресса. Но отечественные лица взяли 1-ые отметины обморожения. "Вот и я на данный момент отмороженный".
Гонам петлял как заяц, улепетывающий от охотничьей собаки, мы порезали милю за милей. Через 40 км натолкнулись на зимовье охотника Юдина. Сам он убыл на празднички к себе к домашнему очагу.
Нам предстояло совершить Новый год тут в его таежной обители, удаленной от цивилизации на 250 км.
Хозяйство у Юдина основательное: изба, баня, обрубленный гараж под "Буран" и рубленая же псиная конура на пара собако-мест. Во дворе стоят "танк", самодельный пневматик на базе "Восхода" и снегоход с санями.
Юрий Баланев —
сообщение с наружным миром
Аркадий Попов с еще одним
оборванным ремнем
Виктор Баланев —
корона по-таежному Летописец экстрима
Ах так смотрится "Буран" охотника. в первых рядах широкая дуга из трубы, она бережет переднюю часть лыжи. При погоне по лесу за зверьком дуга гнет и разламывает мелкие деревья, а уткнувшись в громадные, поворачивает (в случае если хотите, отбрасывает) машину в сторону. Выше дуги обладатель смастерил основательный металлический ветровой щиток с мелкий плексигласовой вставкой-амбразурой на уровне лица. Из-под капота в место "салона" перед щитком выведен воздухопровод для подачи жаркого воздуха. Сидение закрыто оленьей шкурой.
По левую руку — кронштейн под ружье — чтобы его легко было выхватить.
Самое поразительное: ремень вентилятора на "Буране" обладателя, не смотря на то, что и имел будничный вид, никак не "дубел" — в отличие от тех, что на отечественных "Тайгах". Природу этого физико-химического феномена нам определить не удалось. У местного чернокнижника, что ли, задать вопрос?
Вошли в избу (в тайге двери на замок закрывать не принято). Необъятные полати на четырех, стол с кухонной утварью, стулья, газовая плита, рация. Батареи, предназначенные а также для освещения жилья, мы нашли заряженными, так что повстречали Новый год по-барски — со светом.
Было и шампанское — одну из 2-ух бутылок удалось сберечь, вторая на морозе лопнула.
Пользовались благами цивилизации: по спутниковому телефону поздравили родных.
1-ый денек Нового года грех трудиться. Протопили баню, расслабились, понежились. Но, сделав над собой упрочнение, произвели осмотр снегоходы и сани.
КОЛКА ДРОВ, ПИЛКА ВОДЫ
Колка дров при 50-градусном морозе — что-то особенное: полено звенит, и думается, что колун еще не коснулся его "попка", как оно само разлетается на пара частей. Заготовили дров, напилили воды: бензопилой кромсали лед на реке, позже его растопили. Другого источника воды нет. Так что праздность не была полностью расслабляющей.
Но воду пилить несложнее, чем пилить еще сотки верст с мёртвым снегоходом на буксире. Что же произошло с Голубым?
Мозговой штурм обстановки стал причиной выводу, что оборвавшийся ремень как-то оказал влияние на генератор. И совершенно верно — в конструкции Ducati датчик выносной, и его переместило клочком ремня (к слову, у "Тайги" и "Бурана" датчик размещен снутри ротора). Подогнули основание датчика, полили его герметиком и, отрегулировав зазор, укрепили на штатном месте.
Показалась слабенькая искра — как у какого-либо раздолбанного "Восхода" финиша 60-х. Но — о волшебство! — цилиндры продемонстрировали показатели судьбы! лихорадочное дёрганье и Эфир стартера совсем воскресили мотор.
Ура, отечественный подвижной состав снова стопроцентно самоподвижен!
Просматривайте кроме этого:
- Побкдители ПО НЕВОЛЕ
- ЭКСПЕРТИЗА масляные фильтры ВАЗ. Цирроз печени
- Коммерческие VW Еще одна четверка
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШТОПКА
- ПАРИЖСКИЕ ПРЕМЬЕРЫ
- Лови момент!
- ИСКУШЕНИЕ В ТОРОНТО
Документальный фильм | Секреты Солнца,как устроено солнце
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
ПЕРЕД ЗАХОДОМ СОЛНЦА АВТОКЛУБ АВТОПАРК: Daewoo Matiz ПЕРЕД ЗАХОДОМ СОЛНЦА СЕРГЕЙ КЛОЧКОВ, Миша КОЛОДОЧКИН Daewoo Matiz Изготовитель: АО «УзДэуавто» Год выпуска: 2002 В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»:…
-
Обитатели страны восходящего солнца — Влево, Другие — Вправо
Обитатели страны восходящего солнца — Влево, Другие — Вправо ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ ТОКИО-97 Обитатели страны восходящего солнца — Влево, Другие — Вправо На улицах Токио фактически не узреешь…
-
АВТОПРОМ Стране восходящего солнца В ТИСКАХ Заморочек
АВТОПРОМ Стране восходящего солнца: В ТИСКАХ Заморочек РЫНОК АВТОПРОМ Стране восходящего солнца: В ТИСКАХ Заморочек Знатный японский еженедельник Экономисто предназначил особенный выпуск положению…
-
ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ Обитатели страны восходящего солнца
ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ Обитатели страны восходящего солнца СЕРВИС и РЫНОК Свечки NGK ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ Обитатели страны восходящего солнца Миша КОЛОДОЧКИН Четверть века вспять эту компанию просто не восприняли…
-
Шевроле Lacetti Место под солнцем
В то время, когда сперва прошедшего года заметил свет “Круз”, казалось, что деньки его предшественника, так пользующегося популярностью в Российской Федерации “Лачетти”, сочтены. Но на дворе весна 2010-го, а “Лачик”…