АПОФЕОЗ Эргономичности
АПОФЕОЗ Эргономичности
ТЕХНИКА
Обозрение
АПОФЕОЗ Эргономичности
Руль, две-три педали, пара подрулевых тумблеров —
как все это знакомо каждому водителю.
Так, но,
было не всегда и,
что самое увлекательное, — "комплект", возможно, поменяется
в скором времени.
Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Эргономичность — наука сравнимо юная. Логично: на заре технического века было не до удобства водителя. Передвижение без лошадки уже само по себе числилось чудесным образом, да и то, что однако весёлому обладателю бензинового экипажа приходилось разжигать фитилек запальника, крутить до изнеможения "кривой стартер", лихорадочно выбирать на ходу многочисленные регуляторы, казалось неминуемой платой за технический прогресс. Но — на то он и прогресс, чтобы не находиться на месте.
Количество нужных для управления органов уменьшилось, они равномерно заполучили привычные нам очертания и размещение, не смотря на то, что не вышло без футуристических изысков. Вобщем, посмотрите лучше на фото. Вот швейцарский "Дюфо" 1904 года с ручным газом и манеткой опережения зажигания, вот кокпит с устройствами на баранке (чтобы лучше созидать) макета "Нойманн-Неандер" 1939-го, а вот что-то от "Гиа JXG" 1961 года…
Тут, допустим, водитель держит в руках, хоть и неординарный, но руль. А ведь история начиналась с "бычьего хвоста" — длинноватого рычага, что, практически, и требовалось поворачивать. Уже тогда на неких "колясочках" вертикальное перемещение рычага несло ответственность за торможение и ускорение…
Но рычаг — он и имеется рычаг: или легкий, но массивный, или малогабаритный, но для управления весьма тяжёлый и неточный. С распространением рулей "бараночного" типа рычаги пропали с машин, но, как выяснилось, не навечно.
Показались сервомеханизмы — усилители, руль стал легче, и это разрешило сделать малогабаритный рычаг с применимыми точностью и усилием. Испытания проводили в Соединенных Штатах в конце 60-х, они обосновали перспективность и удобство руля-рычага (кстати, сохранившего власть над тормозом и газом). Но распознали и неразрешимую в ту пору делему. Представьте, что случится при резком повороте на громадной скорости… Значит, свободу водителя, зависимо от критерий перемещения, требуется сократить. А условия разнообразны, не обойтись без устройства и огромного количества датчиков, трактующего сигналы.
Компы в ту пору были весьма громоздки — у умелого "Форда" "мозги" заняли целый часть и багажник салона, и все-же управление выяснилось не весьма надежным. История сохранила лишь слова и идею 1-го из испытателей: "Незабвенное чувство — я мало развернул рычаг и заложил умопомрачительный вираж на скорости 45 миль в час".
Прошла еще пара десятилетий, пока не показались подходящие процессоры; они взяли на себя контроль над пробуксовкой и торможением, коробкой и движком. И рычаг опять возродился. на данный момент он припоминает джойстик электрических игр, а функции все те же — направление, тормоз и газ.
на данный момент джойстик был на месте баранки в экспериментальном "Мерседес-Бенце-SL500" (см. фото). Поточнее, их два — под правой рукою и левой. Не достаточно ли кому что понравится.
На торце рычажка три кнопки (одна не видна), но это не гашетки для расстрела вторых участников перемещения, а всего лишь выключатели звукового сигнала и указателей поворота. Над замком зажигания еще четыре кнопки управления автоматической коробкой со привычными обозначениями "P", "D", "R", "N". И никаких педалей.
Займем же место водителя, развернём ключ зажигания и надавим "D". Мотор достаточно замурлыкал, но машина стоит, удерживаемая стояночным тормозом. Вобщем, он также непроизвольный, а исходя из этого не будем разламывать голову в отыскивании подходящего рычага — легко… положим правую (или левую) руку на джойстик и надавим его вперед. Превосходно, что впереди никого нет, поскольку неясно, в каком положении были колеса. Ну да, сейчас светло, в прямом — отечественный "мерс", набирая скорость, двинулся вперед. на данный момент попытаемся "порулить", перемещая рычаг вправо-влево.
Автомобиль послушливо выписывает замудренную кривую, пробуя предугадать отечественные намерения. Как тормознуть? Да как на лошадки — натянуть вожжи, тьфу, потянуть джойстик вспять!
Любопытно, что рычаг перемещается вбок на 20°, а вперед-назад не двигается. Все же, тормоз и газ послушливы водителю, поскольку датчик определяет не перемещение, а приложенное к джойстику упрочнение. Кстати, для поворотов также употребляется величина упрочнения — так выяснилось эргономичнее. В первых образчиках совокупности от компании "Фоккер контрол системс" сайдстик (это термин разработчиков) передвигался во всех направлениях — вследствие этого водитель терял чувство контроля над автомобилем.
на данный момент руководят лишь перемещением кисти руки. Наряду с этим при помощи сервомоторчиков симулируется оборотная сообщение с водителем, вторыми словами рука ощущает сопротивление, растущее пропорционально скорости автомобили или, например, в то время, когда колесо наехало на бордюрный камень. Без такой связи "за рулем" настоящего автомобиля делать было бы нечего, и конкретно в этом отличие сайдстика от ручки игровой приставки.
Чтобы рука не онемела, неизменно давя на рычаг, тут использован непроизвольный темпомат: стоит отпустить ручку, как он включится и будет поддерживать собранную скорость. Так что на шоссе рука на джойстике.
Другое дело — парковка, в особенности задним ходом. Тут наработанный опыт лишь мешает. Так как нужно смотреть вспять, жать джойстик вперед и притом еще в подходящую сторону. Превосходно хоть радар оказывает помощь — свистит при небезопасном сближении с препятствием. Молвят, чтобы купить подходящий автоматизм, может потребоваться до 7 лет практики! На всякий случай конструкторы заложили в программку компьютера контрольную функцию, разрешающую проигнорировать несуразные при таком маневре команды водителя.
Так что на полном ходу весьма крутой вираж не заложишь!
Ну, а что продемонстрировал опыт? Две группы начинающих 17-летних водителей совершили по два часа за рулем и за сайдстиком тренажера. Затем им внесли предложение совершить пробные поездки (опять-таки на тренажере — такой "Mercedes" весьма дорогая игрушка).
Оказалось, что в обеих группах свойства были куплены идиентично быстро, но в машине с хорошей баранкой четверть испытуемых реагировала на ужасную обстановку весьма медлительно и в конечном итоге не избежала бы столкновения. В то время как с джойстиком всем удалось увернуться.
Какие конкретно же преимущества совокупности лицезреют разработчики? Сперва, Законодательство и… опять Законодательство. Во-1-х, как уже упоминалось, на данный момент компьютер взял "доступ" ко всем командам водителя и может интенсивно вмешаться при небезопасных распоряжений.
Во-2-х, отсутствие баранки разрешает расположить огромную подушку безопасности и вообщем ликвидирует грудную клеточку от небезопасных травм. В итоге, в случае если перенос ноги с газа на тормоз занимает более 0,2 с (а это около 5,5 м тормозного пути), то тут все происходит практически одномоментно (не забывайте: джойстик кроме того не перемещается вперед-назад).
Ну, как с надежностью? Резонный вопрос. Ответ на него дает фото: справа от водителя перед "пассажиром"… обычный руль и две педали.
Так, на всякий случай. Вобщем, это, конечно, только на супердорогом умелом образчике. Имеется, но, подобные ответы недороже — в машинах для калек.
Так, германская компания "Ролли карс" из Польха с 1996 года переоборудовала под джойстик 100 "фордов-виндстар" и 15 "крайслеров-вояджер". И обходится такая машина примерно в 100 000 баксов плюс 3000 за обучение. Недешево, но сопоставимо с машинами класса люкс.
Для любителей глубже вдуматься в делему на предшествующей страничке приводим многофункциональную схему новейшей совокупности управления автомобилем.
Размещение частей совокупности управления: 1 — датчики скорости вращения колес; 2 — блок управления тормозами; 3 — блок управления поворотом фронтальных колес; 4 — управляющий привод; 5 — электрогидравлический привод тормозов; 6 — блок управления движком; 7 — регулятор скорости перемещения; 8 — сайдстик; 9 — главный блок управления; 10 — электрический блок датчиков; 11 — датчики черт перемещения.
Просматривайте кроме этого:
- БЕЗ ТЕЛЕФОНА — НИ ШАГУ
- ДИАЛОГ С ПРИЦЕПАМИ
- ОСНОВНОЙ КАЛИБР
- ИСТОРИЯ ЗИС-112. ПО СЛЕДАМ БЕЛО-светло синий
- ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЁЛОЧНОЙ ИГРУШКИ
- КОМУ Ростов на дону Отец
- Шевроле Cruze Приятная неожиданность
Что приготовила Российская Федерация у берегов США на всякий случай?
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
КОМПЬЮТЕР, НАДАВИ НА ТОРМОЗА! ТЕХНИКА Посмотрим В БУДУЩЕЕ КОМПЬЮТЕР, НАДАВИ НА ТОРМОЗА! Какими лицезреют тормозные совокупности XXI века спецы известной компании Бош . Антон ЧУЙКИН 20 лет спустя….
-
ВЕЗИ И НАБЛЮДАЙ НА ПАРКОВКУ СТАНОВИСЬ В мегаполисах приходится ловить миллиметры, втискиваясь в ряд машин у тротуара. Тут оказывают помощь совокупности, взявшие заглавие парктроник . В бамперы…
-
Осмотрись ОКОЛО СЕБЯ… НА ПОРОГЕ — ЕВРО II СЕРГЕЙ ВОЛОШЕНКО, НПП АСЕ Мы уже ведали о самодиагностике автомобиля. Продолжая цикл, обратимся к южноамериканскому опыту. Уже полста лет америкосы…
-
Электрическое ПРАВО РУЛЯ В этом случае это активное рулевое компании БМВ — Active Steering. О нем журнальчик уже писал, но испытать его на всю катушку в отечественных параметрах пока не доводилось. Ну и…
-
СЕКРЕТ Буковкы S ТЕХНИКА Тест Ауди S6 СЕКРЕТ Буковкы S АНАТОЛИЙ ФОМИН. ФОТО: Жора САДКОВ Ауди S6 Выпускается с 1999 года. Фейслифт в 2001 году. Подвескаивная версия Ауди A6. Лишь полный…