Что такое датчик кислорода (лямбда-зонд)?
Датчик кислорода (кислородный датчик) либо, как его довольно часто еще именуют, лямбда-зонд нужен автомобилистам для определения в отработавших газах количества кислорода (О2). Дабы двигатель трудился действенно, другими словами экономично и экологически, соотношение «горючее-воздух» в топливно-воздушной смеси ДВС на всех режимах его работы должно быть постоянным, об устройстве двигателя внутреннего сгорания вот тут. Это возможно взять в следствии применения вышеназванного датчика в выхлопной совокупности.
Сам же процесс, в котором происходит управление содержанием О2 в выхлопных газах, будет именоваться лямбда-регулирование.
В случае если в смеси воздуха и топлива не достаточно последнего, значит, углеводород и угарный газ полностью не окисляются. А при его избытке полностью не разлагаются оксиды азота (на O2 и N2).
Лямбда-зонд в большинстве случаев занимает собственный место в выпускной совокупности. А производители некоторых моделей транспортных средств и вовсе используют несколько кислородных датчиков, наряду с этим один помещается по окончании каталитического нейтрализатора, а второй — до.
Так как посредством двух кислородных датчиков возможно усилить контроль за отработавшими газами и тем самым обеспечить действенную работу нейтрализатора.
Различают всего 2 вида лямбда-зондов, каковые отличаются собственной конструкцией: широкополосный и двухточечный.
Двухточечный датчик.
Двухточечный кислородный датчик находится (устанавливается) перед и за нейтрализатором, что есть керамическим элементом, подробнее в статье каталитический нейтрализатор. Данное устройство имеет 2-хстороннее покрытие из диоксида циркония. Двухточечный лямбда-зонд осуществляет собственные измерения электрохимическим способом: электрод с одной стороны взаимодействует с воздухом, а с другой — с выхлопными газами.
Принцип действия для того чтобы датчика — измерение содержания О2 в воздухе и в отработавших газах. При различной их концентрации, на финишах электрода образуется напряжение. Наряду с этим чем выше содержание О2, тем меньше напряжение, и напротив, чем его содержание ниже, тем напряжение больше.
Так, электрический сигнал поступает от разглядываемого нами датчика в электронный блок управления совокупности управления мотором. И уже, ориентируясь на величину для того чтобы сигнала, блок управления оказывает влияние на работу последнего.
Широкополосный датчик.
Данный вид датчика кислорода лямбда зонд представляет собой более современную, в сравнении с предыдущей, конструкцию: в виде входного датчика каталитического нейтрализатора. В данном устройстве такое значение как «лямбда» определяется с применением силы тока закачивания.
Широкополосный датчик, в отличие от двухточечного собрата, складывается из 2 керамических элементов, другими словами закачивающего и двухточечного.
Под закачиванием тут направляться осознавать таковой физический процесс, при котором под действием некоей силы тока О2 из отработанных газов осуществляется через закачивающий элемент. Принцип же работы широкополосного датчика пребывает в поддержании стабильного напряжения, в размере 450 мВ, между электродами двухточечного элемента, которое появляется за счет трансформации силы тока закачивания.
В следствии понижения в отработавших газах концентрации кислорода, происходит рост напряжения между электродами керамического элемента. Потом сигнал от этого элемента передается в электронный блок управления, где на основании данного сигнала появляется ток на закачивающем элементе, что и снабжает закачку в измерительный зазор, а напряжение, тем самым, достигает нормативное значение. Наряду с этим сама величина силы тока есть показателем концентрации О2 в отработавших газах.
Анализ данной величины кроме этого происходит в электронном блоке управления.
Наряду с этим самый действенно функционирование кислородного датчика происходит при температуре порядка 300 градусов. А дабы достигнуть стремительнее эту рабочую температуру, многие автовладельцы оборудуют лямбда-зонд собственного авто нагревателем.