Экспертиза дизтоплива Не отравится ли дизель?
Экспертиза дизтоплива: Не отравится ли дизель?
Шуточки шуточками, а в то время, когда отечественный материал был уже фактически готов к публикации, в южноамериканском журнальчике Microbiology перескочила новость: отыскан гриб, производящий… дизельное горючее! Чудо-дерево, в древесной породе которого живёт так продвинутая плесень, вырастает кое-где в северной Патагонии. Любопытно, привычны ли эти грибы с Евро IV?
Конечно, такие сообщения – на уровне журналистской утки. Настоящее дизтопливо состоит примерно из 900 углеводородных соединений, и никакой гриб ничего аналогичного не сотворит. Потому гоняться за «грибным» горючим не будем, ограничимся анализом того, что реализовывают на русских АЗС.
Расхожая страшилка: отечественное дизтопливо – полная дрянь, заправляться им запрещено. Вот и поглядим, как эти кошмары оправданны. Забегая далековато вперед, скажем основное: купленные результаты не смотря на то, что и выявляют кучу заморочек, но молвят совсем совершенно верно: не так страшен линия, как его малюют. По последней мере ни один из образцов горючего, выставленных нами на тесты, к скоропостижному смертельному финалу мотора не приведет.
Но обо всем по порядку.
С целью проведения данной работы мы завлекли 6 (!) лабораторий в 2-ух столицах. О цены работ неуверено умолчим, но конкретно из-за нее мы решили ограничиться шестью пробами дизтоплива с различных заправок – от столичных до затерянных в провинции.
Начали, как в большинстве случаев, с поездок по АЗС. Методику отбора мы обрисовывали еще в ЗР, 2008, № 1, но…
МЕТОДИКА ОТБОРА И ХОРОШИЕ Разное
Существует мировоззрение, что любой клиент может сам определить, отличное ли горючее реализовывают на АЗС. Для этого необходимо всего лишь попросить копию паПодвескаа свойства. И мы попытались.
– Эй, разлюбезный, я что-то не догоняю… Я для тебя снимать разрешал? Машину в сторону, сам – за мной. Сообразил?
Хороший человек с замызганной АЗС был весьма обижен. Он ткнул пальцем в старейшую бумажку, висячую на его «избушке»: просматривай и запоминай, в случае если такой любознательный, а копий мы не держим. Но в то время, когда заместо ксерокса мы применили фотоаппарат, он покинул убежище и решительно востребовал сатисфакции.
Вот такая у нас работа. Нагнетать страсти не будем, отметим основное: машина не пострадала, хорошего человека удалось перевоспитать, а сертификат – на фото.
Итак, 6 образцов отобраны, все по 40 л.. О том, какие конкретно характеристики мы инспектировали и что в стране именуют дизтопливом, просматривайте ниже. Напомним кроме этого, что страна Наша страна далековато не южная, а отбор проб происходил в последних числах Октября. Обладателям современных дизелей, которым неохота вдумываться в содержание таблиц, предлагаем просто взглянуть на фоторяд с АЗС.
Чем потом от начала, тем меньше это горючее подходит вам.
ЦЕТАН И СЕРА, ЛЕТО и ЗИМА
Не написать на данный момент на раздаточной колонке «Евро IV» – себя не уважать. Пускай по корявенькому трафарету да на заржавелую поверхность, но как звучит! И не принципиально, что ни в действующих, ни в многообещающих нормативных документах такой марки дизельного горючего нет!
Упоминание «Евро» до тех пор пока необходимо разглядывать не как показатель высочайшего свойства, а стремительнее как рекламный движение! Что, кстати, подтвердили чеки и паПодвескаа свойства – нигде священного слова с римской цифрой нет и в помине.
Что касается купленных данных, такового разнобоя мы не ожидали. Удостоверьтесь сами – все сведено в таблицы. Разброс величины ЦЧ составил целых 6 единиц. Самое низкое – 49 единиц – у образцов с контейнерных заправок эры паровоза Черепановых.
А фаворит в данной номинации – горючее «Киришиавтосервиса», в которое заложили аж 55 цетановых единиц. На перспективное Евро V по этому параметру тянет! Лишь вот для чего?
Вобщем, об этом ниже.
Снято 27.10.2008 года полускрытой камерой в антисанитарных параметрах на контейнерной заправке. И не зря! Какое число обозначено в данной бумажке, именуемой «паПодвескаом качества»? 7 августа! От цетана – к сере. В случае если по старенькому ГОСТу разрешалось производить горючее 2-ух видов – с содержанием серы 0,2 и 0,5%, то Евро IV допускает лишь 50 ррm (вторыми словами 50 частей на миллион), а Евро V вообщем выводит на предел определяемости – 10 ррm.
Это соответственно в 100 и в 500 раз меньше! А у нас? Отличие в содержании серы – 70-кратная!
Фаворит – ЛУКОЙЛ: всего 60 ррm. Фаворит иначе – горючее «Киришиавтосервиса»: 0,41%. А что молвят паПодвескаа свойства?
В противном случае, что закупленная киришская солярка сделана по ветхому ГОСТ 305-82 и реально ему соответствует! Что касается Евро IV, то по содержанию серы всем образчикам, не считая лукойловского, до этих требований на большом растоянии.
Современный дизель весьма чувствителен к качеству горючего.
В современных нормативных документах на дизтопливо враждебно нормируется его смазывающая свойство. сернистые соединения и Сера делают роль специфичной смазки, но их убрали, заменив особенными смазывающими присадками, весьма, кстати, дорогими. По данной части в фаворитах опять ЛУКОЙЛ!
Не смотря на то, что серы в его образчике совсем не достаточно, да и пятно контакта самое малюсенькое – 268 мкм. Здорово! Солярка от BР по этому параметру также хороша.
А вот деревенский эталон, купленный на забавнй контейнерной заправке с надписью «Евро IV» на фоне мертвого трактора, провалился по этому параметру с треском!
А какое горючее мы залили? Для летней или зимней эксплуатации? Может, для весенне-осеннего сезона, как не запрещаеться в ГОСТ Р 52368-2005? Два эталона из одной столицы – переходные, из второй – летние, а деревенские – вперемешку: один зимний, второй летний. Всего-то 900 км от Тульской области до Ленинградской, а какие конкретно сезонные колебания: на севере еще лето, а на юге, в Москве, – уже осень.
По автостраде же вообщем тропический климат с свирепой зимний период чередуется.
КАНЦЕРОГЕНЫ И АРОМАТИКА
Как соотносятся групповой состав солярки и ее канцерогенная опасность? В протоколе из Русского онкологического центра правильно написано: чем больше полициклических ароматичных углеводородов (ПАУ), тем больше должно быть бенз(а)пирена. А что дают отечественные результаты?
В образчике с мельчайшим содержанием полициклической ароматики бенз(а)пирена в самом деле меньше всего. А вот потом целые чудеса. Четыре эталона имеют содержание ПАУ приблизительно однообразное – около 6%, а содержание злого канцерогена бенз(а)-пирена в их различается в 2,5 раза. И самое забавное, что в одном из образцов из данной четверки, где ПАУ хоть самую малость, но меньше, бенз(а)пирена выяснилось больше всего!
А вот в образчике с громаднейшим содержанием ПАУ обнаружилось довольно умеренное количество упомянутого выше канцерогена. Дело в том, что ароматичные соединения делятся на легкие и томные – последние и включают в личный состав канцерогенные вещества. Конкретно об их наличии и свидетельствует бенз(а)пирен, что официально признан их индикатором.
на данный момент самое весёлое! Согласно данным этого анализа, самой человечной соляркой была та, что купили… в деревне на автостраде. Бенз(а)пирена в ней практически в четыре раза меньше, чем в лукойловском горючем!
Откуда такое волшебство у зимнего горючего, еле пролезающего кроме того по ГОСТ 305-82 по параметру температуры вспышки и с весьма не сильный смазывающими качествами?
Нефтяники смеются: мол, схожая картина в большинстве случаев отмечается тогда, в то время, когда из летнего горючего делают зимнее, плеснув в солярку керосина.
Не нужно заправлять старенькый дизель современной соляркой, а новый – ветхой!
САМОЕ ШУМНОЕ ДЕЛО
Целую семь дней корпус лаборатории сотрясал рык дизеля ЯМЗ-238 – то возмущенный, то умиротворенный. А соседи по корпусу ворчали: «В то время, когда же все это кончится?».
Окончили! И снова подтвердили прошлые выводы: не требуется предлагать старенькому дизелю новейшую соляру, равно как и новенькому – старенькую. В этом полная противоположность обстановки с бензинами. А все исходя из этого, что для рабочего процесса хоть какого именно дизеля, хоть старенького, хоть нового, ответственны не содержание серы, канцерогенов или смазывающая свойство горючего, а его состав, цетановое число, вязкость, плотность, коэффициент поверхностного натяжения, наличие катализаторов горения.
А большинство этих черт в нормативах евротоплив никак не выяснено!
Для опробований мы забрали громадной дизель, поскольку 90% солярки в стране потребляется конкретно сельхозмашинами и грузовиками, а из их более 70% российские. Конкретно они в громадной степени определяют уровень экологического загрязнения. Но так как горючего «Евро» созданы для более современных автомобилей, мы смоделировали и эту обстановку: не считая базовых регулировок, рассчитанных на дизтопливо с низким цетановым числом, повторили цикл опробований c новейшей регулировкой, намерено подобранной под «Евро».
Рабочий кусок «разборки» на одной из АЗС. Попытка сфотографировать паПодвеска свойства позвала у персонала приступ злобы. Любителей цифр снова отсылаем к таблицам.
При базовых регулировках отличных показателей по экономичности продемонстрировало одно из горючих с самым низким цетановым числом – 49. В особенности это приметно на режимах малых нагрузок, в том месте отличие меж эталонами где-то превосходит 15%. При повышении нагрузки на движок отличие начинает уменьшаться до 3–4%. Нехороший результат у солярки с самым наибольшим цетановым числом и у той необыкновенной – зимней, купленной в деревне. Мотор подтверждает: тестов над горючим он не переносит! Но на регулировках под «Евро» картина поменялась.
Оптимум цетанового числа сходу сместился в зону 52–53 единицы, но все равно – на высочайшем ЦЧ отмечается ухудшение процесса. Вот так, физику никакими бумажками не одурачить!
ДЫМНЫЙ СЛЕД
В отработавших газах дизельного мотора практически отсутствует окись углерода СО, поскольку дизель пашет на весьма бедной по сопоставлению с бензиновым мотором топливовоздушной консистенции. Несгоревших углеводородов тут также намного меньше, чем в бензиновом моторе. Но они – главные носители канцерогенов. И в случае если перечесть канцерогенную опасность отработавших газов с учетом выхода СН, то лавры фаворита, которыми мы чуток было не одарили странноватое горючее из деревни с мертвым трактором, быстренько перебежали к эталону, отобранному на АЗС компании BP.
А вот для ЛУКОЙЛа в данной номинации неприятность пришла со стороны высочайшего содержания бенз(а)-пирена в начальном горючем.
Пронумерованные эталоны дизтоплива готовы к отправке в лабораторию Онкологического центра. Но главным в оценке токсичности отработавших газов дизеля считается содержание твёрдых частиц (дыма, вторыми словами) и окислов азота. На дымность отработавших газов по теории существенно влияет отклонение величины цетанового числа от рационального значения – это подтвердилось опробованиями. Действительно, опять выделилось горючее из деревни – все не как у всех! Что до окислов азота, каковые пробуют давить и мочевиной, и рециркуляцией, то их несложнее всего победить, переместив вспять угол опережения впрыска.
Поглядите в таблицу: таким способом, реализовав регулировку мотора на евротоплива, мы уменьшили содержание NOx более чем в два раза! А для того, чтобы не погубить мощность и экономичность мотора, именно и требуется горючее с усовершенствованными качествами воспламеняемости, вторыми словами с более наибольшим цетановым числом. Что в евросоляре и произведено.
Не нужно прямо за Западом врубаться в погоню за полной ликвидацией серы в горючем!
Возможно ЛИ Брать ДИЗЕЛЬ?
Брать – возможно! А вот заправлять – повнимательнее: разброс черт горючего сумасшедший. Причиной разброда, по отечественному воззрению, стал непрофессионализм государственныхы служащих, породивших бумажную путаницу.
До тех пор пока в стране будут функционировать сходу пара нормативных документов, по которым возможно создавать как горючее класса «Евро минус один», так и Евро V, порядка не будет. И вводимый новый Технический регламент в его сегодняшнем виде обстановку не исправит, а лишь ухудшит.
Определенные рекомендации, куда ехать за соляркой, дать тяжело. Так как ни на вкус, ни на цвет уровень качества горючего не отыскать. Остается доверять паПодвескаам, каковые должны быть на каждой АЗС. Направить внимание направляться на то, по какому ГОСТу произведено горючее. В случае если планируете кормить битый судьбой КамАЗ, то ему совсем не нужно горючее типа «Евро» (числа опускаем по обозначенным выше обстоятельствам). Да и оно ему очень не повредит, лишь расход горючего из-за неоптимального цетанового числа малость возрастет и дымить на громадных нагрузках увеличиться.
Но будет выигрыш по ресурсу и самого мотора, и его топливной аппаратуры.
Иначе, новым иномаркам с дизелями горючее, сработанное по старенькому ГОСТ 305-82, противопоказано. Лучше выискать другую АЗС.
И еще. О каком качестве дизельного горючего возможно гласить, в случае если в стране всего пара-тройка лабораторий, которым под силу это свойство проверить? Положить бы в их денежку!
Но актуальную приставку «нано» к этим лабораториям не приделать, а без нее финансирование идет на данный момент ой как туго.
Надпись «ЕВРО IV» на колонке – как правило рекламный движение. Такового в отечественных ГОСТах нет!
КОММЕНТАРИЙ Спеца
Эдуард Мохнаткин, управляющий органа по сертификации нефтепродуктов АНО «ЦС ТЭР», д.т.н., врач, специалист Ростехрегулирования. Эдуард Мохнаткин, управляющий органа по сертификации нефтепродуктов АНО «ЦС ТЭР», д.т.н., врач, специалист Ростехрегулирования
Самым увлекательным в проделанной работе мне представляется то, что она опять подтвердила ординарную рабоче-крестьянскую мысль – для чего нам по примеру Запада с энтузиазмом врубаться в погоню за полной ликвидацией серы в горючем?
Конечно, в то время, когда серы довольно много (0,2–0,5%, или 2000–5000 ppm), то из-за образования серной и сернистой кислот в надпоршневом пространстве цилиндропоршневая несколько подвергается сильному износу, вторыми словами понижается ресурс мотора. Но в случае если снизить содержание серы хотя бы в 10–20 раз, то и ее негативное действие на ресурс и износ слабеет в 10-ки раз! Так для чего же в угоду моде уменьшать содержание серы в дизельном горючем еще на два-три порядка, в случае если средства и эти силы возможно навести на настоящее улучшение свойства горючего?
Снижать содержание смол, механических примесей, воды и т. д. – вот более принципиальная задачка!
Концентрация 0,01–0,03% (100–300 ppm) – это всецело приемлемый и неопасный уровень содержания серы. Грядущее его понижение обходится недешево и не дает результата ни исходя из убеждений вреда для мотора, ни исходя из убеждений экологического загрязнения! Преобладающее действие имеют другие обстоятельства: нрав и полнота сгорания горючего, улучшение газообмена и т. д. Вот из-за чего я уверен, что сегоднящая борьба за стократное понижение содержания серы экономически не оправданна.
Весьма рад, что эта статья именно и призывает нас осознать опять эту ординарную правду, задуматься о настоящих задачах и не тратить личный потенциал в гонках за псевдодостижениями.
КАК КЛИЧУТ СОЛЯРКУ?
Действующие нормативные документы содержат последующие обозначения дизельного горючего.
По ГОСТ 305-82 «Горючее дизельное. Технические условия»
Л (летнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°С и выше;
З (зимнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (температура застывания горючего – не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (температура застывания горючего – не выше минус 45°С);
А (арктическое) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше.
В условное обозначение горючего марки Л должны заходить температура вспышки и массовая толика серы; горючего марки З – температура застывания и массовая толика серы, горючего марки А – массовая толика серы.
Пример условного обозначения: горючее летнее с массовой толикой серы до 0,2% и температурой вспышки 40°С – горючее дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82.
По ГОСТ Р 52368-2005 «Горючее дизельное ЕВРО. Технические условия»
В условном обозначении горючего показывают его сорт или класс зависимо от значений предельной температуры фильтруемости (для температуры и класса помутнения) и вид горючего зависимо от содержания серы. Сорта и классы определяют сезонность внедрения зависимо от региона Рф. Примеры: горючее дизельное ЕВРО по ГОСТ Р 25368-2005 (ЕН 590:2004), сорт А, вид I.
По техническому регламенту «О требованиях к авто и авиационному бензину, дизельному и судовому горючему, горючему для реактивных движков и топочному мазуту»
Вводятся четыре класса дизельного горючего по уровню их экологической угрозы: класс 2, класс 3, класс 4, класса 5. По своим чертям горючего каждого класса приблизительно соответствуют требованиям к горючему «Евро» с подходящим номером.
По сезонности выделяют дизельные горючего для прохладного и для арктического климата.
ЧТО И Для чего ИСПЫТЫВАЛИ
Цетановое число (ЦЧ) – ответственная черта дизтоплива, характеризующая его свойство к воспламенению. При неизменном значении угла опережения впрыска увеличение ЦЧ сокращает время, необходимое для подготовки запальной порции топливовоздушной консистенции, способной к самовоспламенению. Шепетильно о действии ЦЧ на рабочий процесс дизеля – в ЗР, 2008, № 2.
Содержание серы – одна из линия экологической угрозы горючего. При сгорании горючего, содержащего серу, появляются слабенькие концентрации серной и сернистой кислот, раздражающих слизистые оболочки. Не считая того, возрастает скорость коррозии подробностей цилиндропоршневой группы, в особенности при низких температурах окружающего воздуха.
Смазывающая свойство – линии противоизносных параметров дизельного горючего. Вводится параметр «диаметр пятна контакта». Определяется он на особой установке.
Содержание полициклических ароматичных углеводородов (ПАУ) – идет обращение о более небезопасной группе из всех ароматичных соединений. Являются вероятными носителями канцерогенов – веществ, вызывающих развитие раковых опухолей. Один из самых небезопасных видов ПАУ – бенз(а)пирен.
Температура вспышки в закрытом тигле – малая температура топливовоздушной консистенции данного состава, при которой возможно ее воспламенение. Охарактеризовывает свойство горючего к воспламенению.
Предельная температура фильтруемости – температура, при которой горючее сохраняет свойство прокачиваться через фильтрующие элементы топливной совокупности мотора. Серьёзная черта депрессорных (низкотемпературных) параметров горючего.
Моторные тесты на настоящем движке определяют действие параметров испытуемого горючего на мощность, расход горючего, содержание в отработавших газах твёрдых частиц, окисей углерода (СО) и азота (NOx), остаточных углеводородов. Тесты проводились во всем диапазоне эксплутационных режимов – от холостого хода до номинальной нагрузки.
Просматривайте кроме этого:
- Тест-ремонт Мазда3
- НА ОДНОМ ИЗ Тыщи ОЗЕР
- ВЫХОД ЭНЕРГИИ
- Регионы Финиш «Зеленки»
- Trade-in по-русски Обмен без обмана?
- ОТПУСК-2000 КАВКАЗ
- Доводим Лада-Калина . Дозреет у обладателя?
Изготовление подогревателя ДТ типа "наружный змеевик" собственными руками
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
ДИЗЕЛЬ С ХОЛОДИЛЬНИКОМ, ТЕХНИКА /МОДИФИКАЦИЯ ДИЗЕЛЬ С ХОЛОДИЛЬНИКОМ, Или ИСТОРИЯ С МОДЕРНИЗАЦИЕЙ ТЕКСТ, ФОТО / ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ ЖАРА… НЕ ЕДЕТ… С редакционными дизельными универсалами вы не…
-
ЭКСПЕРТИЗА масляные фильтры ВАЗ. Цирроз печени
ЭКСПЕРТИЗА: масляные фильтры ВАЗ. Цирроз печени Так как у мотора имеется собственные мозги – контроллер, собственная нервная совокупность – электрика, сердечко – цилиндры, кровь – моторное масло. Нет лишь органов…
-
С весной пришло время сезонной подмены масла в движке. Какое избрать? Рынок ввезенной полусинтетики разбирают Миша Колодочкин и доцент кафедры ДВС Петербургского политехнического…
-
24 батареи по 60 ампер-часов – какая лучше? Потоки кулонов оценивали Алексей Воробьев-Миша и Обухов Колодочкин. В один красивый момент Ампер, выходя из дома, написал на двери, давая предупреждение…
-
В ПУТЕШЕСТВИЕ НА ДИЗЕЛЕ ТЕХНИКА /КЕМПЕР В ПУТЕШЕСТВИЕ НА ДИЗЕЛЕ ПОД КАПОТОМ ДОМА НА КОЛЕСАХ — МОТОР ГАЗ-560 ТЕКСТ / ЮРИЙ НЕЧЕТОВ ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ Несколько лет вспять на отечественном тесте уже…