КУЛАЧКИ АНФАС И В ПРОФИЛЬ
КУЛАЧКИ АНФАС И В ПРОФИЛЬ
КЛУБ
Автовладельцев
КУЛАЧКИ АНФАС И В ПРОФИЛЬ
Два года вспять журнальчик поведал о "стремительном" распредвале для "москвичей" с уфимскими моторами (ЗР, 1995, № 4). Данный новый кулачковый вал приметно усиливает свойства мотора, в чем удостоверились многие читатели, ставшие клиентами компании-изготовителя "Мастер-Мотор". Возвратиться к теме распредвалов побудили многочисленные письма автолюбителей, заинтересовавшихся новинкой.
Отечественный обозреватель Антон ЧУЙКИН дискутирует с Анатолием РОЖКОВЫМ, разработчиком "стремительных" валов и главным конструктором "Мастер-Мотора".
— Анатолий Павлович, какие конкретно цели вы преследуете, проектируя новый распредвал для старенького (по конструкции) мотора?
— Задачка — поднять кривую вращающего момента в области более используемых рабочих режимов мотора. Говоря несложнее, приблизить свойства автомобиля к… троллейбусным. Это легкое троганье, уверенное перемещение при малых оборотах коленвала, отменная приемистость и тяговитость.
— К слову, конкретно этим вы и совратили отечественных читателей. Создатель 1-го письма — обладатель "40 первого" — отмечал, что с "стремительным валом" его "Москвич" легче тянет груженый прицеп, по дороге на дачу переключать передачи возможно значительно пореже — машина с уверенностью берет подъемы на четвертой а также пятой…
— В особенности внимательно мы относимся к "низам", вторыми словами к частотам вращения коленвала от 1000 до 3500 об/мин, где и стремимся достигнуть большего роста вращающего момента. Одновременно с этим стараемся не понизить мощность, не смотря на то, что громаднейшее ее значение, в большинстве случаев, воображает для обыденного водителя лишь теоретический энтузиазм — кто же ездит, держа стрелку тахометра за 5000 об/мин? А ведь наивысшую мощность движок развивает, в большинстве случаев, только в этом режиме.
Вобщем, для Подвескасменов мы можем сделать валы, прибавляющие конкретно мощность.
Чтобы взять желаемые результаты, мы выбираем рациональные подъемы кулачков и их обоюдное размещение на валу. Эта задачка не весьма ординарна, достаточно упомянуть об ограничениях: кулачки и эксплуатация и Ремонт привода клапанов не должны испытывать контактные напряжения выше допустимых, рычаг (коромысло, толкатель) не должен отрываться от поверхности кулачка, клапанные пружины лучше не изменять, и т.д., и т.п.
Приведу увлекательный пример, иллюстрирующий разные подходы к проектированию распредвалов. Казалось бы, ясно, что впускные и выпускные клапаны должны трудиться по-различному — все же на всех серийных движках ВАЗ и УЗАМ все кулачки на распределительном вале однообразные (движки модернизированной &на данный момент;Нивы" VAZ 21213 и "Оки" не в счет — их валы проектировал ваш собеседник). На отечественных валах (и на неких "иномарочных") кулачки неизменно разные.
— В чем все-таки состоит ваш метод проектирования кулачков?
— В базе хоть какой методики проектирования профиля (грубо говоря, формы кулачка) лежит собственная теория расчета.
Ранее, в то время, когда под рукою не было четкой вычислительной техники, способы расчета кулачка были, по нынешним меркам, обычные. Обширно применяли так именуемый кулачок Курца — его профиль возможно было высчитать вручную. Конечно, он был далек от эталона.
Америкосы придумали "полидайн" — кулачок, профиль которого обрисован полиномом (многочленом) высочайшей степени. Имеется патент на профиль, в базе которого лежит последовательность Фурье.
Меня к проектированию кулачков подвел узнаваемый лет 15-20 вспять недочёт "жигулевского" распредвала, страдавшего резвым износом. Одна из событий была в негладкости профиля кулачка; моя задачка — сделать кулачок всецело ровный, с плавным профилем, без резких переходов от 1-го участка к второму.
Коротко сообщу, что проектирование профиля "моего" кулачка начинается с его четвертой производной. Если она есть ровной кривой (а избрать таковую в отечественных силах) — то и сам кулачок будет плавным и ровным "от природы".
— Выходит, новый профиль высвободил "жигулевский" распредвал от ненормально резвого износа?
— Да, в главном, не смотря на то, что об этом обширно не ясно. Напомню — на рубеже 70-80-х годов вал для машин ВАЗ стал наилучшим подарком автовладельцу — недочёт этих подробностей был страшный, а помогали они весьма недолго.
Кулачки первых движков закаливали ТВЧ, позже распредвал стали азотировать, в итоге, применили отбел кулачков переплавом. Но почему-либо никто без шуток не рассматривал кинематику привода клапана, а меж тем конкретно в ней была, считаю, обстоятельство всех бед. Изменение разработки лишь оголило сокрытый недочёт.
Я в ту пору трудился инженером на
Вуале и распредвалом, в случае если честно, занялся случаем, как хобби. Анализ профиля кулачка продемонстрировал, что на его вершине имеется притупление, которое не хорошо влияет на работу всего механизма. Кропотливые натурные изучения, испытания с датчиком и тензометром виброускорений также показали, что при прохождении вершины кулачка по рычагу привода клапана в механизме появляется завышенная вибрация, провоцирующая резвый износ.
Оказывается, в профиле кулачка таилась неточность. Разработчик (компания ФИАТ) "разрезал" кулачок по оси, проходящей через вершину, раздвинул половинки и воткнул в просвет кусочек цилиндра протяженностью три градуса, мало его загладив (рис. 1). Очевидно, целью было увеличение "времени-сечения" открытия клапанов и наилучшее заполнение цилиндра рабочей консистенцией.
Такие решения известны на тихоходных судовых движках, но тут прием сыграл злую шуточку — "кусочный" профиль в быстроходном механизме приводил к появлению ударных нагрузок и, конечно, уменьшал жизнь рокерам и валу.
В первой половине 80-ых годов XX века кулачки стали делать с новым профилем, созданным по обрисованному чуть повыше методу (авторское свидетельство № 1237778), и неувязка "жигулевского" вала начала отступать (рис. 2). Тогда, при первом опыте внедрения такового профиля, фазы газораспределения и подъём кулачка были покинуты без конфигураций — стремились лишь повысить долговечность.
Но позднее стало любопытно, как вообщем влияет профиль на чертей мотора, и я начал проектировать новые валы, чтобы сделать лучше свойства моторов…
— И что все-таки сейчас сможете предложить автовладельцам?
— Компания "Мастер-Мотор" делает целую палитру распредвалов для движков УЗАМ хоть какого именно рабочего количества — от 1,5 до 2 л. Что они дают, видно по графикам на рис. 3, а. Тут в качестве базового забран движок УЗАМ-3317 (рабочий количество 1,7 л), но схожая картина будет и на вторых моторах. Для УЗАМ мы желаем предложить сперва варианты, улучшающие особенности при низких оборотах.
Необходимо учесть, что уфимские моторы не весьма обожают, в то время, когда их "раскручивают" — хотя бы исходя из этого, что у их не хватает уравновешенный коленвал. Не следует выводить движок на предельные режимы.
Фактически все валы требуют пара модифицированных коромысел, потому при их подмене приходится демонтировать головку блока цилиндров. Единственный вал, трудящийся с серийным коромыслом, хоть и несложнее установить, но получите вы мельчайший эффект — примерно 3/4 от того, что дают другие.
— Как по поводу "жигулевских" моторов?
— Имеется валы и для движков 21011, 2103, 2106. "Воздействие" 1-го из новых валов, например, в движке 2106 продемонстрировано на рис. 3, б. Кстати, конкретно данный вал замечательно подходит к мотору 21213.
— Как так, поскольку на этом движке установлен сначала "ваш" распредвал?..
— …спроектированный больше 10 годов назад! на данный момент я могу предложить что-то наилучшее. Сегодняшний наращивает вращающий момент на мелких оборотах; с таким движком езда спокойнее и приятнее.
Имеется и другие валы для моторов 21213 и 2130 (1,7 и 1,8 л), увеличивающие вращающий момент на всех режимах. Но при установке таких подробностей, чтобы обеспечить больший движение клапана, необходимо зенковать рабочие фаски седел клапанов, что требует квалификации и специального оборудования.
— Последний вопрос — простой: каковы возможности?
— Увлечены моторами 2108 — им громадная тяговитость на малых оборотах была бы именно кстати. Выработки имеется, но пока они не узрели свет. Пробуем силы на ЗМЗ-402.
Не считая того, трудимся над микропроцессорным зажиганием — правда, пока только для моторов УЗАМ. Эта новенькая совокупность со намерено подобранной чертой замечательно дополняет отечественные валы. Действительно, сбыт разработок приводит к неким — АЗЛК стоит уже с покон веков, возлагать приходится на "Ижмаш", ВАЗ, ГАЗ.
Если судить по первым откликам клиентов, упрочнения отечественные необходимы и трудимся мы не зря.
Рис. 1. Профили кулачков распредвала VAZ 2101 с эпюрами кривизны: а — начальный ФИАТ; б — ФИАТ без цилиндрического участка на вершине; в — новый профиль, созданный А. Рожковым.
Рис. 2. Рекламации по износу кулачков "жигулевского" распредвала (на 1000 машин в гарантийный период). По окончании внедрения нового профиля летом 1983 года претензии убывают.
Рис. 3. Наружные скоростные особенности движков УЗАМ (слева) и VAZ 2106. Чёрные полосы — серийный вариант, цветные — с различными распредвалами "Мастер-Мотор".
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СПРАВКА. По многочисленным просьбам читателей публикуем заводские свойства серийных движков Уфимского моторного производственного объединения. Направьте внимание на их обозначения: движок 412 имеет рабочий количество не 1,5, а 1,6 л — это новенькая модель со старенькым индексом.
Двухлитровому мотору присвоено обозначение 248.
Просматривайте кроме этого:
- Легенды и ЛЕГЕНДЫ БУЧЧАЛИ
- ПЫЛЬ ОТЕЧЕСТВА
- Опыт эксплуатации УАЗ Патриот. ДЕТСТВО ЗАТЯНУЛОСЬ
- ВОЗМОЖНОСТИ АВТОПРОМА. 2005 – ГОД ОБНОВЛЕНИЯ
- Марш вымывать собственные руки!
- Ответы на Экзамен на дому
- Водители-дальнобойщики
В профиль и анфас (1977)
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
Ssang Yong Actyon прощай и здравствуй
Забудьте все, что вы знали об Actyon! Днем ранее он был всеполноценным джипом, с рамой и неразрезным задним мостом, а на данный момент перевоплотился в шикарный «паркетник». Настоящая революция! И…
-
МОТОРЫ ДЛЯ БУДУЩИХ ВАЗОВ ТЕХНИКА АВТОПРОМ МОТОРЫ ДЛЯ БУДУЩИХ ВАЗОВ Целая палитра прототипов была продемонстрирована на выставке Двигатель-98 . Александр БУДКИН. Фото создателя Подобные выставки не…
-
ВАЗ-1118. КАЛИНИН БАГАЖНИК Тесты Презентация ВАЗ-1118 КАЛИНИН БАГАЖНИК Задание Головного на данный момент пара озадачило. Сделать материал о ВАЗ-1118 Калина , которая будет представлена на Столичном…
-
Новые движки Мерседес-бенз для E-класса
Конкретно эволюция моторов сделала Мерседес-бенз Е-класса. Ее новый ход открывают движки семейства BlueDIRECT. Не достаточно кто не забывает, что шильдик с литерой Е, ставшей позже обозначением…
-
ЭВОЛЮЦИЯ Состоялась! ТЕНДЕНЦИИ: Движки Концерн БМВ для доказательства стиля передовой компании устраивает «технологические дни», на которых представителям прессы разрешено посмотреть малость…