pd-КВАДРАТ!
pd-КВАДРАТ!
ДИСБАЛАНС
Кроме того аморфные останки аварийного колеса при жажде возможно отбалансировать: вывешенное, оно будет крутиться практически без вибрации. Ну, как по поводу его главной функции — быть опорой передвигающегося авто? взглянуть на рис.
1 и 2. Чем больше круговое биение колеса (рис. 1), тем посильнее оно трясет узлы подвески, управления, а через их и кузов. Современные нормы ограничивают его величиной 1,0 мм.
Считается, что однако возбуждаемая колесом вибрация не достаточно отражается на состоянии автомобили, эмоциях пассажиров и водителя.
Но у колеса имеется и осевое биение (рис. 2) — при каждом обороте пятно контакта пара сдвигается вправо-влево, передавая на руль переменную силу — и он колеблется. Норма для осевых биений колеса — не больше 1,5 мм. Меж тем под действием других причин и ударов шина и диск время от времени искривляются так, что фактическое смещение пятна контакта с дорогой от обоих видов биений превосходит "допуск" многократно!
Такому колесу место на свалке.
Отыскать эти недочёты легко. У "квадратного" колеса биение и протектора, и обода видны невооруженным глазом. Возможно их измерить — к примеру, воспользовавшись кирпичом с линейкой (см. фото). Хотите поточнее? А для чего?
Биение около мм — приемлемо, "отвратительное" — неприемлимо!
Иногда у новых шин видится прирожденный недочёт (рис. 3). Смещение "половинок" хотя бы на полмиллиметра вызывает при качении переменные силы в контакте с дорогой, что весьма не требуется.
Но весьма часто трясут и колеса хорошей формы, ни при каких обстоятельствах не битые. Обстоятельство превосходно известна — не хватает кропотливая балансировка и, как следствие, "остаточный" дисбаланс.
Разные КОЛЕСА
В один красивый момент к нам за советом обратился сотрудник из неавтомобильного издания. Он пригнал из автомобильного салона "девятку"… с разными колесами! Мы это сообразили, не видя машины — по его рассказу: "Трясет руль!
То сильней, то ослабевай — метров через 100. Может, проверить сход-развал, тормоза, управляющее?"
Наряду с этим тут сход-развал или управляющее, в то время, когда на передке колеса разные! Бедолага чуток дымом сигарет не поперхнулся! Мол, как это возможно, чтобы на новейшей машине разные колеса?!
Мы были правы. На левом — штатная шина 175/70х13, а на правом 165/70х13. Неточность на конвейере? Вряд ли.
А вот в автосалонах всякое не редкость!
Тут пострадавший задал 1-ый осмысленный вопрос: "А все таки из-за чего новые колеса руль трясут?"
ХОРОША ТЕОРИЯ…
Пред нами совсем новенькая "Самара". Как превосходно отбалансированы колеса — неясно. А чем больше остаточный дисбаланс колеса, тем сильней трясет машину: вертикальную вибрацию как-то сглаживает амортизатор, горизонтальная же может передаться на руль.
Как это происходит, продемонстрировано на рис. 4. Векторы неустойчивых сил крутятся совместно с колесами и в то время, когда совпадают по направлению (рис. 4, а), передок автомобиля колеблется в основном в продольно-вертикальной плоскости, а руль спокоен. Но взаимоположение "томных мест" колес изменяется: на повороте они проходят разные дороги, не редкость, что неодинаково изношены, накачаны и т. д. В положении, как на рис.
4, б, неустойчивые силы трясут руль уже около его оси. Направления вибрационных перемещений продемонстрированы красноватыми линиями.
А на данный момент о том же — в цифрах. Допустим, одно колесо всего на 0,1% меньше другого — результат износа. На прямой дороге на 1000 оборотов большего приходится 1001 оборот мельчайшего.
При окружности протектора около 1,8 м через каждые 1800 м повторяется вся картина вибраций (уверен, многие автовладельцы схожее подмечали).
При с сотрудником, обмерив шины, мы взяли другие числа: окружность левой — 183 см, а правой — 179 см. Если не лезть в дебри теории, то примерно через 50 оборотов левой (в пути около 91,5 м) правая сделает 51 оборот. Картина опять-таки временами повторяется.
На рис. 5 продемонстрированы переменные силы, передаваемые на руль колесами, в виде синусоидальных кривых с малость различающимися частотами. Их совместное воздействие иллюстрирует алгебраическая сумма.
Не правда ли, занимательно! Вот так и "треплет" руль — то больше, то меньше.
Но то же мы возьмём, гоняя машину с схожими колесами по радиальный автостраде. Вот ответ еще на одну тайную: из-за чего иногда вибрации руля неожиданно появляются (или, наоборот, пропадают) по окончании поворота дороги.
Очередной пример. Зима. Дорога "пятнистая": тут асфальт, в том месте лед. Руль трясет то сильней, то ослабевай, но без всякой совокупности…
В чем дело? В хаотических проскальзываниях колес.
Ну а что соединяет воединыжды все эти примеры? Значимый остаточный (по окончании балансировки) дисбаланс колес, близкий к верхнему "допуску". По другому говоря, балансировать их лучше максимально совершенно верно.
При небольших колебаниях в итогах балансировки стоит востребовать, чтобы колесо установили на станке через особенный адаптер, тогда оно центрируется строго по отверстиям под крепежные шпильки или болты, как и на автомобиле.
НЕПРОСТЫЕ "РЕАЛИИ"
Схема, продемонстрированная на рис. 3, — самая простая. В действительности хоть какое настоящее колесо имеет не только только некоторый остаточный дисбаланс — статический и динамический, да и погрешности формы, ну и твердость шин по окружности неравномерна.
К тому же совместно с колесами крутятся замечательные эксплуатация и Ремонт — диски тормозов, приводы. Бывало, что, хотя побороть вибрации, кто-то брал точные колеса, "обувал" их в наилучшие шины, кропотливо балансировал… и в конечном счете разочарованно разводил руками. А "виновными" появились диски тормозов.
В итоге, на огромных скоростях вращения шина осязаемо деформируется от центростремительных сил, тогда и недочёты ее каркаса, брекера, протектора смогут изливаться в дополнительный дисбаланс. На низкооборотном станке и не поймаешь!
Как правило кривой диск подменяют. Но будет ли новый лучше? К огорчению, не то сейчас уровень качества запчастей, чтобы на это рассчитывать.
Особого внимания заслуживает неожиданное, без видимых событий увеличение вибраций колес или руля. Остановимся, осмотрим машину.
Прилипший к ободу ком глины, намерзший лед, потерянный балансировочный грузик — жёсткие, не смотря на то, что и надёжные источники "лихорадки". А вот в то время, когда на шине "грыжа" с кулак или отслоился кусочек протектора — свидетельствует, тормознули не зря: не доводить же дело до взрыва колеса!
Иногда в дисках колес (кроме того мягеньких металлических) появляются усталостные трещинкы. Сначала мелкие. Неряха, не моющий колес, чуть ли их заметит.
Позднее трещинкы станут расти все резвее и тряска начнет увеличиваться. Тот, кто на это отреагирует, будет прав, По другому колесо развалится.
В случае если руль трясет, принципиально понять нрав вибрации. И зависимо от этого обнаружить ее источники. Биения колес распознать нетрудно.
Запредельные недопустимы. В таких случаях диски колес меняют или (в случае если это еще возможно) чинят. Но для "кривых" шин — лишь подмена.
Контролируем биения протектора.
Рис. 1. Круговое биение колеса.
Рис. 2. смещение и Осевое биение колеса его пятна контакта при качении.
Рис. 3. Такую шину лучше не брать.
Рис. 4. Так колеса трясут руль и подвеску.
Рис. 5. Легко физика: переменные силы, передающиеся от колес на руль, и их алгебраическая сумма. Левое колесо больше правого.
Вибрации руля временами увеличиваются и убывают.
Просматривайте кроме этого:
- О ЧЕМ ПОЕТ ИВОЛГА
- Происшествия семь дней мигалки бьются по одному сценарию
- Виктория Бекхэм – приглашенный Креативный дизайнер Range Rover
- Опель Корса Заслуженные комплименты
- пасынки и Сыны Америки
- МАТИЗ — Лишь НАЧАЛО
- ГУСИ, БАТАРЕИ и ЛОСИ
Биение колеса.Лопнул корд.
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
Мало БУДЕТ КЛУБ Автовладельцев /ФАКУЛЬТАТИВ Мало БУДЕТ КАКОЙ Движок НУЖЕН АВТОМОБИЛЮ? ТЕКСТ / ИГОРЬ ОГИЛЬКО, ВИТАЛИЙ УРЮКОВ Кто из нас не слышал такой жалобы: данной бы машине движок замечательнее!…
-
ПО МИННОМУ ПОЛЮ КЛУБ Автовладельцев / ЧАЙНИКУ НА ЗАМЕТКУ ПО МИННОМУ ПОЛЮ ТАК ЛИ НАДЕЖНЫ БЕСКАМЕРНЫЕ ШИНЫ? ТЕКСТ / ГЕННАДИЙ ИВАНОВ Та Волга вылетела с дороги, но экипажу подфартило — не…
-
ПИКОВАЯ Композиция Животрепещуще /Опыт ПИКОВАЯ Композиция КАК МЫ ПРОХОДИЛИ Технический осмотр ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ ОБОЗНАЧИМ ТЕМУ За те три года, что…
-
Спецтест шины M+S, шиповки и липучки. Прохладный расчет
Спецтест: шины M+S, шиповки и липучки. Прохладный расчет Носитель шин в этом тесте – «Тойота-RAV4», избранная по нескольким обстоятельствам. Во-1-х, эта самая машина признана любимицей дам, в большинстве случаев не…
-
ВОТ КТО-ТО С ГОРОЧКИ ПУСТИЛСЯ КЛУБ Автовладельцев Простая НАУКА ВОТ КТО-ТО С ГОРОЧКИ ПУСТИЛСЯ Умелый водитель знает, что к спускам и подъёмам отечественных автострад относиться нужно почтительно. В…