Pryamoj-reportazh-iz-belogo-ada…
Прямой репортаж из Белого Ада, либо первый тест Nokian Hakkapeliitta 9
Годом ранее я уже был тут. Сказочные, пряничные заснеженные домики города Саариселькя, забытого Всевышним (но не Санта-Клаусом) где-то в низкой финской тундре, в трех сотнях километрах к северу от полярного круга.
Облепленные снежной пудрой кресла и опоры лыжных подъемников. Долгие ресницы зеленых иголок тянутся к почва, придавленные аккуратными северным сиянием и снежными пуфиками, разливающимся по фиолетовому небу ровно тогда, в то время, когда вы, устав его ожидать, решаете отправиться дремать. Настоящие чудеса постоянно происходят во сне…
Но, даже в том случае, если я и проспал aurora borealis, то по уважительной обстоятельству. Так как в Ивало я приехал не за туристическими развлечениями, а по делу — тестировать тёплую (не обращая внимания на в большинстве случаев царящий в этих местах трескучий холод) новинку от финских шинников — "шиповку" Nokian Hakkapliitta 9. Тут, в Ивало, находится ледяное сердце финской шинной империи — тестовый полигон “Белый Преисподняя” (по аналогии с “Зеленым Адом” северной петли Нюрбургринга).
Что особого в этом месте? Для тех, кто не просматривал мой рассказ про полигон, повторюсь: White Hell — самый северный, холодный и экстремальный автополигон в мире. С ноября по финиш апреля тут кипит работа. Специалисты тестируют машины, и, конечно же, зимние шины.
Для этого в заснеженной тундре и на прозрачном голубом льду замерзших озер проложено два десятка автострад неспециализированной протяженностью более чем ста километров. Подобные полигоны в Лапландии имеется и у некоторых вторых шинных марок, но они существенно уступают как по площади (“Белый Преисподняя” занимает 700 га), так по оснащению. Автострады тут готовят ратраками и разной особой техникой, имеется испытательные ангары, тестовые стенды а также собственная заправка.
февраль и январь — пиковые месяцы для опробований зимних шин следующего модельного года, исходя из этого наровне с приехавшими за сиянием японцами в отелях Ивало легко встретить журналистов и авто-инженеров со всех стран (в том числе, из России). Как раз по данной причине для тестов Hakkapeliitta 9 журналистам внесли предложение не привычные автострады “Ада”, а новую локацию по соседству. На льду озера Пасасьярви был создан временный мини-полигон, включающий три автострады, талантливые раскрыть потенциал любого шины и автомобиля.
Но не будем разгоняться раньше времени, и мало поболтаем про данный самый потенциал. Литератор из США Чарльз Буковски писал: "Потенциал ни фига не означает. Следует сделать. У любого младенца в люльке больше потенциала, чем у меня."
Это что может значить в применении к автомобильным шинам? Предельные характеристики могут быть не столь серьёзны в настоящей обстановке, как это думается по окончании прочтения кучи тестов. Само собой разумеется, тормозной путь — в полной мере наглядный показатель, но он зависит от кучи разных факторов.
Температуры, микрорельефа покрытия, толщины покрывающей его водяной пленки, скорости перемещения, износа шин и без того потом.
Но самое основное, кроме того шины с хорошими показателями тормозного пути смогут быстро срываться в скольжение на льду при маневре, что, со своей стороны, может вывести автомобиль из равновесия. Особенно, в случае если за рулем — неопытный шофер (под словом неопытный я подразумеваю отсутствие контраварийных навыков зимней езды, а не водительский стаж). А вдруг у автомобиля нет ESP, либо стоит ветхая версия совокупности, то и до ДТП неподалеку… И все это на шинах, показывающих прекрасные результаты по тормозному пути либо разгонной динамике!
Ответственны и климатические факторы. Кроме того в случае если производитель рекомендует для собственного автомобиля те либо иные зимние шины, не означает, что эта совет сработает в Российской Федерации.
С этим я столкнулся сравнительно не так давно лично с Audi Q7 и штатной нешипованной резиной Continental, «Наверное,» созданной для мягкой европейской зимы. На сухом асфальте автомобиль вел себя превосходно, но вот на снежной каше и льду начинал плавать при торможении и разгоне.
Особенно страшно было в поворотах. Кроме того в безобидных ледяных виражах, каковые я на собственной Santa Fe Classic (без ESP, но с новой нешиповкой Hakkapeliitta R2 SUV) проходил играючи, Q7 на той же скорости норовил выскользнуть с дороги, удерживаясь в ее пределах только благодаря продвинутой совокупности стабилизации.
Какой же должна быть совершенная зимняя шина? Кроме торможения и эффективности разгона, и большого зацепа в поперечном направлении, для меня принципиально важно, дабы уменьшение этого зацепа по мере повышения скорости при маневре происходило линейно, предсказуемо.
Как раз этим мне нравится моя Hakkapeliitta R2. Автомобиль не срывается в занос неожиданно — момент перехода в скольжение чувствуется превосходно, давая время на корректировку педалями и рулём. К Hakkapeliitta 8 у меня были кое-какие незначительные претензии (к примеру, шум на асфальте, в особенности заметный на SUV-версии), но на льду для меня она была фактически безукоризненна.
Так для чего же нужно было делать новую шину — всего через четыре года по окончании запуска "восьмерки"? Вопрос риторический. Регулярное обновление модельного последовательности — залог развития любого производителя. Законы рынка!
Но раз уж мы упомянули маркетинг, так стоит ли выстраиваться в очереди за новинкой, либо достаточно забрать шину прошлого поколения, которая будет дешевле? Давайте оценим сущность внесенных инженерами трансформаций.
Одной из фирменных линия финской шиповки неизменно много шипов, которое возрастало от модели к модели. Так, в типоразмере 205/55 R16 на “семерке” было 130 шипов, на “восьмерке” — уже 190 (на неспециализированный вес это практически не повлияло, поскольку весит шип 0.9 г в легковой версии, и 1.1 в SUV). На “девятке” в том же размере (одном из пятидесяти двух дешёвых, в диапазоне от 14 до 20 дюймов) шипов столько же, но их форма и расположение изменились.
В случае если проследить эволюцию шин Nokian, то можно подчернуть, что со сменой поколений изменялась и форма шипов. У Hakkapeliitta 2 износостойкий элемент (потом ИЭ) был круглый, как и его фланец и корпус. На четвертой модели ИЭ стал условно прямоугольным в сечении, вместе с ним и корпус.
Пятая генерация — “прямоугольная” по кругу. Седьмая модель взяла якорные шипы, имеющие шестигранную форму ИЭ и корпуса, и эластичный демпфер под шипом — для того, дабы шип имел возможность “погружаться” в протектор при прямолинейном перемещении по сухому асфальту, уменьшая его износ.
Восьмая генерация снова взяла обновленную форму шипа, визуально легко отметить прямоугольный, а не шестигранный ИЭ. В Hakkapeliitta 9 используется сходу два разных типа шипов, взявших еще более сложную многогранную форму. Для чего такие хитрости?
Начальник работы техподдержки клиентов, инженер Матти Морри приводит статистику смертельных ДТП, случившихся в Финляндии с 2000 по 2011 годы. Более половины из них случилось на зимней обледеневшей заснеженной либо покрытой снежной кашей дороге.
Другими словами неприятность появилась не с торможением и не с разгоном, а с боковым сцеплением, в следствии чего автомобиль стал неуправляем. Другими словами дело в поперечном сцеплении с дорогой! Исходя из этого при разработке “девятки” инженеры Nokia сфокусировали свои силы именно на этом — и как раз для этого необходимы два типа шипов.
Шипы первого типа находятся в плечевой территории, второго — в центре протектора. Подобное ответ используется на серийных шинах в первый раз в мире.
Задача центральных шипов — торможение и разгон. При торможении шип наклоняется, исходя из этого кромку корпуса сделали скошенной — это разрешает шипу глубже вгрызаться в лёд, уменьшая тормозной путь. Наряду с этим кромка самого ИЭ кроме этого скошена, с одной стороны.
Вкупе с демпфирующей вставкой под шипом, это снижает сопротивление качения (на 4% если сравнивать с Hakkapeliitta 8) и сокращает износ дорожного покрытия.
Боковые шипы имеют расположение и другую форму. Их задача — обеспечение большого “зацепа” в поперечном направлении. В следствии, по словам шинников, новая резина стала намного более цепкой как на льду, так и на глубоком снегу.
За счет нового компаунда, в составе которого натуральный и синтетический каучуки, рапсовое масло, и особый пластификатор, протектор стал более эластичным при низких температурах. Причем собственную гибкость он сохраняет впредь до успехи предельного износа протектора (4 мм, для контроля на шине имеется патентованный индикатор). SUV версия отличается увеличенным на 1 мм шипом, и усиленной арамидными волокнами боковиной.
Управляемость на сухом асфальте кроме этого была улучшена. Обещается, что новинка будет в этом нюансе лучше за счет более твёрдого каркаса шины с двумя слоями металлической брекерной ленты (подобной по конструкции используемой в летних скоростных шинах Nokian). Кроме этого, на 6 дБ был снижен уровень низкочастотного шума — за счет демпфирующей вставки в бортовой закраине.
Перечислять все инновации, указанные в пресс-релизе особенного смысла нет. Умные фразы про “поддерживающие 3D ламели, объединяющие агрессивные усилители” и “шашки протектора сцепления” вы сможете прочесть в других обзорах.
На мой взор, рядового читателя (а не эксперта-шинника) все это запутывает. А вот натурный тест на подготовленных ледяных автострадах может внести ясность.
Вспахивая подтаявший лёд, желтая Audi RS4 мчится по озеру, оставляя бесчисленные белые борозды и вздымая фонтаны мокрого снега. В воздухе повисает мокрая пелена.
В бесчисленных, как будто бы зависших в воздухе капельках чистой воды отражается не по полярному теплое низкое солнце.
На колесах — особая версия Hakkapeliitta 9 с увеличенными шипами. Скоро, увлечённо, но… никакого отношения к серийным шинам.
Такие запрещено ни приобрести, ни заказать — произведено всего 10 наборов, применяемых для развлечения гостей “Белого Ада”.
Машины Audi традиционно подготовлены компанией LMS Racing (в числе их проектов — 1200-сильный Audi RS6, использованный для установления рекорда скорости на льду, 335.7 км.ч.). Из допов — особый силовой обвес, защищающий кузов от повреждений при ударах о брустверы, и разрешающий применять замечательный буксир.
Для тестирования настоящих шин на льду журналистам предоставили машины Audi RS5 и Q5.
Часть машин обута в “девятку”, часть… Нет, не в “восьмерку”, а в нешипованную R2. Жаль, но логику парней из Nokian осознать возможно — без телеметрии измерить отличие между “девяткой” и “восьмёркой” на льду в области торможения и разгона было бы сложно, поскольку отличие в несколько км/ч легко ведет к трансформации тормозного пути на пять-шесть метров. О точности измерений сказать не приходится…
Но вот на темповой змейке на RS5 (Hakkapeliitta 9) и извилистой автостраде на Q5 (Hakkapeliitta 9 SUV) трансформации заметны. Перекладывание из одного виража в второй сейчас чувствуется более совершенно верно, автомобиль ведет себя более с уверенностью.
Чувство, что при боковом скольжении шина не соскальзывает на шипах, а вгрызается, как на торможении. Обратная сообщение на руле сохраняется кроме того в момент “перекладки”. Руководить обутым в “девятку” автомобилем значительно несложнее, чем таким же — на нешиповке.
Жёсткая пятерка!
Не разочаровала и Hakkapeliitta R2 — автомобиль ведет себя ясно и предсказуемо, только на голом льду шина существенно уступает “девятке” на змейке, и при торможении и разгоне. Вывод — то, что говорили эксперты про улучшенные сцепные особенности новой шины — это правда.
Как да и то, что если сравнивать с “восьмеркой” стих шум от шин. На протяжении двухчасовой поездки по дорогам неспециализированного пользования на VW Golf и Audi Q5 это было отлично заметно. Проверить улучшение скоростных особенностей мне было негде, но не доверять экспертам смысла нет.
Hakkapeliitta 9 уже выпускается на заводе Nokian Tyres в Финляндии и на в семь раз превосходящем его по производственной мощности предприятии марки в Русском Всеволжске. Доступно 52 типоразмера (от 14 до 20 дюймов). В линейке SUV представлен 51 типоразмер от 16 до 21 дюйма. Новая шина будет на 10-15%
дороже Hakkapeliitta 8 того же типоразмера.
Кроме Hakkapeliitta 9, в модельном последовательности финской марки имеется еще обновление — шины бюджетной линейки Nordman 7. По конструкции и рисунку протектора это та же самая Hakkapeliitta 7, лишь дешевле, благодаря менее дорогому компаунду. В теории это указывает более высокое сопротивление качению, нехорошее сцепление на скользких дорогах если сравнивать с прототипом.
Но и цена будет ниже процентов на 10%, вдобавок на нее распространяется воздействие расширенной гарантии. В случае если шина будет без злого умысла повреждена в следствии, скажем, пореза об камень либо попадания в яму, то на приобретение новой шины вы получите скидку в 50% (шины старшей серии чинят и меняют безвозмездно). Диапазон типоразмеров достаточно широк — 24 варианта, от 13 до 17 дюймов у Nordman 7, и еще 37 у Nordman 7 SUV (от 15 до 20 дюймов).
И вдобавок финские шинники (правильнее, грузовое подразделение Nokian Heavy Tyres) сделали особую резину для собственного партнера, исландской компании Arctic Trucks — Hakkapeliitta 44 размерности LT475/70 R17. Наружный диаметр шины — более метра!
Обутый в них старенький “Крузак” похож на автомобиль для зомби-апокалипсиса. На шинах весом в 70 кг любая автомобиль может с уверенностью двигаться по любому типу дорожного покрытия.
Проходимость этого монстра меняет все представления о распутье — сугробы, в каковые проваливаешься по пояс, “арктик” преодолевает играючи. В сложных местах включаю заднюю блокировку, а на самых “злых” перегибах и переднюю. И еду вперед, кроме того в то время, когда в лобовом стекле лишь небо либо снег.
Фактически, именно об этом поведал на протяжении презентации новый ролик компании Nokian Tyres. В нем совсем нет машин. Пожилой мужчина пробирается по снежной целине через лес вместе с верной хаски, говоря о том, что он видел в жизни, как обучился выживать в таких условиях, и ничего другого ему не нужно. “Пускай будут снежные бури, мороз и ветер. Мы готовы.”
Пожалуй, добавить к этому мне нечего.
РЕПОРТАЖ ИЗ "АДА" (+ объявление)
Кроме этого к прочтению:
- Suzuki-jimny-energichnaya-subbota
- Eto-volnuyushee-chuvstvo-prolyota
- Neploho-srabotano-pridurok-misli-o-jaguar-xfr-s
- Toyota-celica-gt-four-ot-triumfa-do-skandala-chast-1
- Nastoyashij-detskij-artefakt-z0-letnej-viderzhki
- Kogda-son-prevrashaetsya-v-realnost-vsya-majorka-za-sem-dnej
- Luchshe-novih-chem-krut-i-chem-ne-krut-brabus-classic
Максимально занимательные для Вас статьи, отобранные по важим запросам:
-
Ezdovie-vpechatleniya-o-novoj-nokian-hakkapeliitta-9
Ездовые впечатления о новой NOKIAN Hakkapeliitta 9! По приглашению представительства NOKIAN, мне посчастливилось побывать на презентации новой зимней…
-
Video-obzor-shin-hakkapeliitta-9-odna-shina-dva-tipa-shipov
Видео-обзор шин Hakkapeliitta 9: одна шина-два типа шипов Подробный youtube-обзор Nokian Hakkapeliitta 9 (сравнение с R2 и заочное с Hakkapeliitta 8)….
-
#ХоЧУвЛАПЛАНДИЮ – Сутки 5 и 6 С самого утра все пошло не так – Северное Сияние не соблаговолило пробиться через пасмурную погоду, перевал между фьордами…
-
Armyanskoe-radio-i-cordiant-snow-cross-2
Армянское радио и Cordiant Snow Cross 2 Морозное утро. Облачка пара на выдохе. Мелькание желтых солярисов-такси . Да, опять аэропорт. На тесты новых шин…
-
Instrumenti-dlya-семь дней-elektrooborudovaniya-avtomobilya
Инструменты для ремонта электрооборудования автомобиля Инструменты для ремонта авто должны находиться обязательно в автомобиле каждого…
-
Цены на ремонт автоэлектрики Автосервис в Туле как следует и скоро по дешёвым стоимостям выполнит следующие виды работ по ремонту автомобиля : компьютерную…
-
Kraskopult-dlya-pokraski-avto-otzivi
Краскопульт для покраски авто отзывы Сейчас поболтаем о том какие конкретно краскопульты для покраски изделий значительно чаще применяют в собственной работе столярные…