С 2-мя ПЕДАЛЯМИ
С 2-мя ПЕДАЛЯМИ
КЛУБ Автовладельцев
/Посмотрим Вовнутрь
С 2-мя ПЕДАЛЯМИ
Красота ЕЗДЫ С "АВТОМАТОМ" на данный момент ДЕШЕВА Кроме того Обладателю Недорогой ИНОМАРКИ
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ
В рвении уменьшить труд водителя когда-то пришли к идее автоматической коробки. Самой подходящей была взявшая распространение уже в 40-е годы гидромеханическая коробка. Она и поныне лидирует среди "автоматов", несмотря на высшую стоимость и замысловатое устройство.
А состоит такая коробка из 2-ух основных узлов — планетарных рядов и гидродинамического трансформатора.
Гидротрансформатор (рис. 1) похож на полый бублик, разрезанный на три части — насосное и турбинное колеса и реактор. Они снабжены сложной формы лопастями и размещены на одной оси, но механически совместно не связаны.
Насосное колесо враждебно соединено через корпус гидротрансформатора с маховиком мотора, турбина — с входным валом коробки. Реактор связан с корпусом коробки обгонной муфтой: он может оставаться недвижным, направляя поток воды, поступающей с турбины, на насосное колесо — и этим увеличивая передаваемый муфтой вращающий момент — это режим гидротрансформатора. По мере сближения оборотов турбины и насоса на реакторе исчезает "подпор", и реактор, благодаря обгонной муфте, крутится в ту же сторону.
Это режим гидромуфты: момент турбины равен моменту насоса.
Гидротрансформатор передает вращающий момент через жидкость, циркулирующую меж лопатками его колес. Движок крутит насосное колесо, оно направляет жидкость на турбину, вынуждая ее крутиться. Отражаясь от лопаток турбины, жидкость попадает на реактор, а от него — снова на насосное колесо.
Линия перемещения воды припоминает цилиндрическую пружину, свернутую в кольцо (рис. 2).
За что гидротрансформатор взял собственный имя? За свойство наращивать (трансформировать) передаваемый вращающий момент при содействии всех 3-х колес. Напор воды на лопатки турбины совершает вращающий момент.
Несложно понять, каковой он: достаточно сложить силы на всех ее лопатках и умножить на приведенный радиус вращения.
Однако сотрудничество колес гидротрансформатора таково, что самые громадные гидродинамические упрочнения на лопатках турбины появляются, в то время, когда она стопроцентно заторможена, а насосное колесо трудится с полной эффективностью — к примеру, при громадных оборотах коленвала.
Итак, максимум момента при нуле оборотов! Не правда ли, эталон для автолюбителя, привыкшего к тому, что обыденные "Жигули" при низких оборотах мотора вообщем не тронутся с места. Мотор заглохнет, по причине того, что его вращающий момент мал и не имеет возможности победить сил сопротивления. В случае если же коробка и мотор связаны гидротрансформатором, то к ведущим колесам, чуть начинающим перемещение, возможно подвести большой (прямо до весьма возможного) вращающий момент. Наряду с этим момент, создаваемый насосным колесом, возрастает на турбине более чем в два раза (в согласовании с коэффициентом изменения К на рис.
3). В этом случае, в то время, когда мотор при остановке у светофора трудится на холостом ходу, отпустите машина — и тормоз с такой коробкой плавненько двинется… Соотношение оборотов насосного колеса и турбины (I на рис.
3) определяет нрав их сотрудничества.
По мере разгона оно изменяется. Однако, конечно, возрастает скорость вращения турбины. А плата за это — понижение развиваемого на ней вращающего момента. Так будет до того времени, пока с ростом скорости понижающийся момент турбины не сравняется с моментом сопротивления ведомой ветки коробки — прямо до колес. (Ясно: с ростом скорости сопротивление перемещению автомобили вырастает, а гидротрансформатор это "ощущает" по моменту сопротивления ведомой ветки коробки.) При передаточном отношении около I=0,9 направление потока воды расклинивает обгонную муфту реактора и тот начинает крутиться совместно с насосным колесом.
на данный момент трансформатор трудится в режиме гидромуфты, также гидродинамического устройства, но лишенного реактора. В ней вращающий момент турбины не превосходит момента насоса, но КПД близок к громаднейшему (рис. 3).
Чтобы вообщем исключить тут потери мощности при равномерном перемещении, насосное колесо и турбину на высших передачах механически заблокируют меж собой. Устройство блокировки — это дисковый фрикцион с демпферными пружинами, как на обычном (сухом) сцеплении. Они гасят крутильные колебания коленвала.
В других режимах демпферы не нужны — гидротрансформатор превосходно совладевает сам.
В то время, когда автомобиль взбирается на подъем, сила сопротивления перемещению растет, но… турбина начинает крутиться медлительнее! Поток воды заклинивает обгонную муфту реактора, и трансформатор наращивает передаваемый момент. В этом содержится очередной плюс — переход на режим гидромуфты и назад — непроизвольный.
Возможно ли, но, обойтись одним гидротрансформатором? При разумных соотношениях массы машины и мощности мотора — нет. Дело в том, что гидротрансформатор способен прирастить передаваемый через него вращающий момент немногим более чем в два раза. Значит, гидротрансформатор лишь удачно подменяет муфту сцепления (с определенными обмолвками, конечно!).
А потом навязываются какая-то коробка, главная передача и т. п. — чтобы к ведущим колесам приходил вращающий момент, достаточный для всех эксплуатационных режимов. Машина обязана и быстро ездить по шоссе, и с уверенностью продвигаться по песочной дороге, и преодолевать подъемы…
Потому гидравлику дополняет механика. Базу ее составляют планетарные последовательности. Такой выбор не случаен. При трудящемся движке и отпущенном тормозе турбинное колесо, а с ним и входной вал коробки на таких машинах повсевременно крутятся — включить передачу с "ручной" схемой тут не окажется. В планетарном же последовательности все элементы находятся в неизменном зацеплении.
Вращая какой-то из них и тормозя другие, возможно поменять передаточные дела. Заглавием своим передача обязана сателлитам, вращающимся около солнечного колеса, подобно планеткам около Солнца. Смотрится она так, как продемонстрировано на рис. 4.
Для наглядности "развернем" эпицикл и солнечную шестерню в линию. При заторможенном эпицикле В и двигающемся солнечном колесе А ось сателлита С (водило D) будет передвигаться в направлении перемещения солнечного колеса, но с мельчайшей скоростью. Заблокированные меж собой "солнце" и эпицикл увлекают сателлит — скорость у всех схожа. В случае если упрочнение приложено к оси сателлита, то "солнце" и эпицикл будут двигаться с ним в одну сторону. Но скорость последних будет назад пропорциональна сопротивлению перемещению (больше сопротивление — меньше скорость). Кстати, так трудится и междуколесный дифференциал, также относящийся к планетарным передачам.
Переключение передач в коробке происходит при затормаживании тех или вторых частей соответственных планетарных последовательностей. Тормозные механизмы — ленточного типа или фрикционы. Последние складываются из нескольких колец, крутящихся вольно до того времени, пока их не сожмут давлением воды.
Жидкость та же самая, что и в гидротрансформаторе. Подачей ее к тормозным механизмам руководит целая совокупность распределительных клапанов. До этого они приводились в воздействие разрежением от впускного коллектора. (Кстати, замусоривание воздушного фильтра — одна из событий "неверной" работы этих "автоматов".) На современных моделях включением передач руководит электроника.
Воспользоваться такой коробкой — одно удовольствие. Действительно, при соблюдении неких критерий.
Запрещено включать заднюю передачу, в случае если автомобиль кроме того с мелкий скоростью движется вперед. Это может вывести из строя гидротрансформатор, по причине того, что его колеса начнут крутиться в разные стороны. По данной же причине запрещено "раскачивать" застрявший автомобиль. Запрещено буксировать автомобиль с неработающим движком на огромные расстояния, по причине того, что многие элементы коробки-"автомата" смазываются под давлением и 1-го разбрызгивания не хватает.
В большинстве случаев пользуются правилом 50х50, вторыми словами тащат со скоростью 50 км/ч на расстояние менее 50 км. При буксировке на огромные расстояния ведущие колеса погружают на эвакуатор или отсоединяют коробку от коробки. Так как механической связи меж колёсами и движком нет, не легко (или невозможно) завести машину с буксира.
Брутальный стиль вождения значительно понижает ресурс "автомата".
Жидкость в гидромеханической коробке делает разные функции. По своим особенностям она значительно отличается от обыденных трансмиссионных масел, потому применять направляться лишь ту, которая предписана производителем, По другому поломок не миновать. Подменять жидкость необходимо в самый раз — в большинстве случаев, через 60 тыс. км и как правило совместно с фильтром.
Гидромеханическая коробка — достаточно непростой и дорогой агрегат. Большинство моделей прогуливается 150-200 тыс. км. Вернуть механическую часть под силу лишь квалифицированному мастеру. Гидротрансформатор же без особого оборудования не только только отремонтировать, да и вскрыть не окажется — корпус у него сварной.
Потому, получая импортную машину с "автоматом" и пробегом более 100 тыщ, готовься в грядущем выложить за ремонт круглую сумму.
Рис. 4. Механизм работы планетарной передачи: А — солнечное колесо; В — эпицикл; С — сателлиты, D — водило.
Рис. 1. Схема гидротрансформатора.
Рис. 2. Так смотрится поток воды в гидротрансформаторе.
Рис. 3. Черта гидротрансформатора.
Просматривайте кроме этого:
- Nissan Patrol Если бы я был султан
- Шевроле Lacetti Место под солнцем
- СИТРОЕН-БЕРЛИНГО МУЛЬТИСПЕЙС
- Венесуэла Да хранит вас Санта Мария!
- ПОМЕНЯЛИ МОТОР -И ГОТОВ СВЯТОГОР
- Небольшой ниндзя
- ПО ИМЕНИ ЭНЦО
Насосное колесо водяного насоса
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
Коробки с 2-мя сцеплениями На подхвате
Механизированные коробки с 2-мя сцеплениями совмещают в себя плюсы механических и автоматических коробок передач. Геннадий Емелькин не только только разъясняет из-за чего, да и ведает об…
-
Программка ПЕРЕДАЧ Коробки Главные механизмы работы трансмиссий продолжительные и долгие годы оставались постоянными. Но конструкторы безустанно пробуют улучшать старейшие схемы. МЕХАНИКА Как и…
-
На четыре – не поровну Полный привод снабжает гибридному «Лексусу-LS600h» хорошую динамику. За рассредотачивание момента бензинового и электронного моторов меж осями отвечает дифференциал…
-
Тоета LAND CRUISER 100. В КРУИЗ С ТОЙОТОЙ
Тоета LAND CRUISER 100. В КРУИЗ С ТОЙОТОЙ Тесты ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ЗНАКОМСТВО В КРУИЗ С ТОЙОТОЙ Сергей МИШИН. Фото создателя ТОЙОТА-ЛЕНДКРЮЙЗЕР-100 Тоета Land Cruiser 100 Самый громадный джип Тойоты ,…
-
ВИТАМИН D Бмв X3 3.0d Выпускается с 2003 года, предлагается в Российской Федерации с 2004-го. На выбор три типа движков – рядные бензиновые «шестерки» 2,5 и 3,0 л мощностью 141 кВт/192 л.с. и 170 кВт/231 л.с. и…