Toyota-celica-gt-four-ot-triumfa-do-skandala-chast-1
Toyota Celica GT-Four. От успеха до скандала. Часть 1
Во второй половине 80-х производители Страны Восходящего Солнца за мотогонками стали подбираться к вершинам автоспорта. Моторы Honda приносили победы в Формуле-1, портили нервы фаворитам японские спортпрототипы.
самая представительной восточная диаспора была в Чемпионате мира по ралли, где выступали Toyota, Nissan, Mazda, Mitsubishi и Subaru. Скинуть с раллийного трона непобедимую Lancia было суждено наибольшему из них.
Машины Toyota, выставленные южноафриканским дилером компании, оказались на одном из самых респектабельных ралли, в Монте-Карло, еще в конце 60-х годов. В начале 70-х, в лишь организованном Чемпионате мира, выступала уже заводская команда «Тойоты», возглавляемая шведским гонщиком Уве Андерссоном.
В первой половине 70-ых годов XX века первую победу японцам принес экипаж У. Бойс/Д. Вудс на Corolla Levin, победив этап в Соединенных Штатах. В январе 75-го правлением Toyota, во многом из-за топливного кризиса, было решено свернуть раллийную программу.
Отчаявшийся Андерссон обратился лично к правнуку основателя компании Соичиро Тойоде, занимавшему пост исполнительного директора, и… взял финансирование и полную свободу действий в роли директора гоночной команды. Уже в феврале команда Andersson Motorsport преобразовывается в Toyota Team Europe и переезжает из Швеции в Бельгию, а в августе Ханну Миккола завоевывает первое место на финском «Ралли 1000 озер». И все же, денег, предоставленных «Тойотой», не хватало для полноценной борьбы с фаворитами и следующих удач было нужно ожидать до наступления эры Группы B.
Слева: экипаж Крис Склэтер/Мартин Холмс на Toyota Corolla Levin. RAC-ралли, 1975 год. Справа: «Королева Африки» Toyota Celica Twincam Turbo.
Раллийная Celica 2000GT заменила «Короллу» еще во второй половине 70-ых годов двадцатого века, но важный успех пришел уже к следующему поколению спортивного купе – Celica Twincam Turbo, подготовленной правильно группы B в первой половине 80-ых годов XX века. Заднеприводная Toyota не могла составить хорошую борьбу полноприводным Audi, Peugeot и Lancia, но трижды подряд побеждала самые сложные для техники «Ралли Кот Д’Ивуар» и кенийское «Сафари».
С переходом Мирового чемпионата на регламент Группы A, в то время, когда честь марки отстаивала Supra, дела «Тойоты» пошли еще хуже. Начало изменений было положено в 87-м году, в то время, когда TTE перекочевала из Брюсселя на новый завод под Кёльном.
Зимний период следующего года в Токио была продемонстрирована Toyota Celica GT-Four ST165 – первый полноприводный раллийный автомобиль компании. Помимо этого, отныне у команды показался богатый спонсор, табачный гигант Phillip Morris, а фаворитом команды стал действующий мировой чемпион – финн Юха Канккунен.
Toyota Team Europe перед стартом сезона ’88. Рядом с Celica GT-Four ST165 стоят (слева направо): Юха Пииронен, Петер Дикманн, Кеннет Эрикссон, Уве Андерссон, Бьёрн Вальдегаард, Юха Канккунен.
Правильно группы A следовало выстроить 5000 экземпляров омологационной версии, что отложило машины и дебют до пятого этапа чемпионата – «Тур де Корс». Такая версия новой Celica была выстроена на базе переднеприводного трехдверного лифтбека семейства T160, начинавшего во второй половине 80-ых годов двадцатого века. Для гоночного автомобиля разрешался последовательность трансформаций в конструкции: другая коробка передач, усиленная подвеска, но с сохраненной архитектурой, конечно кое-какие усовершенствования двигателя.
Рядный 4-цилиндровый силовой агрегат 3S-GTE количеством 1998,2 см3 (86 x 86 мм) с чугунным картером, оснащенный турбокомпрессором CT26 (турбина из никелевого сплава диаметром 68 мм, алюминиевый компрессор диаметром 65 мм) с промежуточным охладителем наддувочного воздуха, размешался поперечно над передней осью под наклоном в 24° назад. Алюминиевая головка блока цилиндров (4 клапана на цилиндр, 2 распредвала с ременным приводом, центральное размещение свечей зажигания NGK) была создана при участии экспертов Yamaha.
Распределенный впрыск горючего с электронным управлением Nippon Denso L-jetronic. Помимо этого использовалась совокупность трансформации геометрии впускного коллектора T-VIS. Большая мощность – 260 л.с при 6500 об/мин, большой крутящий момент – 319 Н•м при 3600 об/мин (у серийной ST165 цифры скромнее: 190 л.с. и 249 Н•м).
Toyota Celica GT-Four ST165.
Полноприводная трансмиссия проектировалась в сотрудничестве с английской компанией Xtrac и ее ведущим экспертом в данной области Майком Эндином. Работа в этом направлении велась еще в 1985 году для будущего болида Группы S (преемницы Группы B) на базе Toyota MR2.
Изюминкой данной конструкции являлась возможность трансформации настроек межосевого дифференциала прямо из салона автомобиля. Для проектирования автомобиля Группы A трансмиссию было нужно не только переделывать под переднее поперечное размещение двигателя, но и внедрять в серию, как того потребовали правила омологации.
Последнее событие заставляло вторых производителей отказываться от сложных и дорогих конструкций, но у Toyota были на это средства. В гоночном автомобиле вместо стандартной 5-ступенчатой механической КПП собственного производства была установлена 6-ступенчатая коробка передач Xtrac.
Обычный кузов был усилен в местах крепления подвески и оснащен каркасом безопасности. Надёжный алюминиевый топливный бак количеством 60 л (на некоторых этапах – 80 л) перенесен в багажник.
задняя подвеска и Передняя – «МакФерсон» с регулируемыми стабилизаторами (на гравийных автострадах задний стабилизатор не употреблялся). Рулевое управление – реечное с гидроусилителем.
Тормоза – дисковые вентилируемые на всех колесах с возможностью трансформации тормозного упрочнения между осями с места водителя. Шины – Pirelli, 16-дюймовые колесные диски OZ Racing для асфальта и 15-дюймовые для гравия. Масса автомобиля – 1150 кг.
Экипаж Кеннет Эрикссон/Питер Дикманн на «Ралли Тур де Корс» ’88, дебютном этапе Мирового чемпионата для Toyota Celica GT-Four ST165.
За первый сезон Мирового чемпионата гонщики команды только четыре раза добрались до финиша, причем лишь в последнем RAC Rally Бьёрн Вальдегаард сумел принести команде кубок за третье место. Lancia была близка к тому, дабы победить все этапы, второй год подряд с уверенностью завоевав первенство среди производителей, а ее фаворит Массимо Биазон стал чемпионом, но все же одна победа досталась Дидье Ориолю на Ford Sierra Cosworth.
В 1989 в помощь умелым Канккунену, Вальдегаарду и Кеннету Эрикссону пришел юный и весьма гениальный испанец Карлос Сайнс. В первой половине сезона машине по-прежнему не хватало надежности.
Во-первых, появились неприятности с инновационной трансмиссией – гидравлическая муфта межосевого дифференциала то и дело выходила из строя, иногда преподнося гонщикам неприятные сюрпризы. Во-вторых, двигатель страдал от перегрева.
В случае если от трансмиссии по окончании модернизаций и многочисленных испытаний удалось добиться безотказной работы, то с охлаждением все было не так легко. При разработке автомобиля случилась несогласованность между TTE и инженерным департаментом в Тойота Сити.
Омологационная версия не взяла дополнительных вентиляционных отверстий, на каковые рассчитывали конструкторы Уве Андерссона. Направить достаточное количество воздуха на радиатор и интеркулер в тесном подкапотном пространстве выяснилось непростой задачей. В TTE иногда шли на разные хитрости, устанавливая фары меньшего размера либо приоткрывая капот, но комиссары FISA далеко не всегда закрывали глаза на подобные вещи.
«Ралли Австралия» ’89. Юха Канккунен/Юха Пииронен приносят Toyota Celica GT-Four ST165 первую победу.
Начиная с этапа в Финляндии дела Toyota пошли заметно лучше. За счет увеличенного с 0,8 до 1,2 бар давления наддува, доработанного интеркулера и оптимизации процесса сгорания горючего удалось добиться отдачи в максимально разрешенные правилами 300 л.с. при 7000 об/мин (большой крутящий момент составлял 392 Н•м при 4000 об/мин).
Карлос Сайнс стал третьим, а Кеннет Эрикссон четвертое. Действительно, пара подпортила настроение победа Микаэля Эрикссона на автомобиле принципиальных соперников – полноприводном Mitsubishi Galant VR-4.
Но, уже на следующем ралли в Австралии Канккунен и Эрикссон принесли команде дубль. В оставшихся гонках Celica была хорошей соперницей Delta Integrale, принесшей очередные титулы Биазону и «Лянча». Toyota завершила сезон на второй строке в зачете производителей, следующий год давал слово быть многообещающим.
90-е «Тойота» встретила без Юхи Канккунена, возвратившегося в Lancia. Фаворитом команды стал Сайнс, а помогать ему поочередно должны были Микаэль Эрикссон и Армин Шварц. С этого года на впуске должен был находиться 40-милиметровый рестриктор, призванный сократить мощность двигателей.
Celica GT-4 утратила от новшества около 5 л.с. На старте сезона в Монте-Карло Сайнс стал вторым, только мало уступив Ориолю на Lancia. В Португалии испанца подвела коробка передач, а в Кении был четвертым.
На «Сафари» успех Toyota принес ветеран Бьёрн Вальдегаард, которому команда предоставила машину специально для участия в любимом ралли.
Карлос Сайнс/Луис Мойя на «Ралли Акрополис» ’90. Еще один шаг на встречу к первому чемпионскому титулу.
Вторым местом в «Тур де Корс» Карлос начал впечатляющую серия из восьми подиумов подряд с победами в Греции, Новой Зеландии (куда, действительно, не приехала заводская команда «Лянча»), Финляндии (заглавное фото, в первый раз в истории «1000 озер» победил не скандинав) и на завершающем сезон ралли в Англии. У его главного соперника – Дидье Ориоля при трех победах за сезон было три схода, Канккунен и Биазон не смогли составить должную борьбу «Матадору».
Потрясающая стабильность сделала Карлоса Сайнса и его навигатора Луиса Мойю мировыми чемпионами. «Тойота» стала первым неевропейским производителем, добившимся аналогичного успеха, но все же в те годы более респектабельным трофеем являлся Чемпионат производителей, где опять лучшей была Lancia. По ходу сезона Toyota начала использовать стандартные поднимающиеся фары головного света вместо встроенных в переднюю решетку, использовавшихся для лучшей обтекаемости. Проигрыш в аэродинамике был нивелирован улучшившимся охлаждением двигателя за счет щелей около фар.
В первой половине 90-ых годов двадцатого века Сайнс продолжил собственные успешные выступления, начав сезон с побед в Монако и Португалии. По окончании схода из-за сгоревшего двигателя в Кении Карлос добавил на собственный счет три победы (на Корсике, в Аргентине и Новой Зеландии) и второе место в ралли «Акрополис» и с уверенностью лидировал в чемпионате.
Начиная с финского этапа чемпионата дела «Матадора» пошли куда хуже: 4-е место в «1000 озер», авария в Австралии, 6-е место на Сан-Ремо, сход из-за отказа электрики в домашнем ралли «Каталония» (победа в Испании досталась его товарищу по команде – Армину Шварцу). Фаворит Lancia Юха Канккунен в этих гонках собственного не потерял и на последний этап, «Ралли британского Королевского автоклуба», приехал фаворитом чемпионата.
Сайнс приложив все возможные усилия пробовал сделать все от него зависящее, лидировал, но совершил ошибку и дал победу, а вместе с ней и надежды на титул, Канккунену. Lancia, пилотский состав которой был и посильнее, и бессчётнее, в очередной раз праздновала командную победу.
Продолжение направляться…
Карлос Сайнс/Луис Мойя на «Ралли Каталония» ’91.
Использованы фотографии со следующих интернет-ресурсов: volkswagen-motorsport.com, rallyes, net, jiwra.com, wheelsage.org, antonioeiras.com, blogs.яху.com.jp, sciencepole.com, worldrallyblog.com
Автомобильный спорт 90-х в моём блоге:
Михаэль Шумахер против Мики Хаккинена. Исторические дуэли. Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.
Alfa Romeo 155 V6 Ti DTM. Приключения итальянцев в Германии
Porsche 911 GT1. Суперкар для победы в Ле-Мане либо болид с кольца Сартэ на дорогах неспециализированного пользования
Петр кузнецов (часть№2) г.Якутск (настройка авто/компьютера)
Кроме этого к прочтению:
- Nastoyashij-detskij-artefakt-z0-letnej-viderzhki
- Kogda-son-prevrashaetsya-v-realnost-vsya-majorka-za-sem-dnej
- Luchshe-novih-chem-krut-i-chem-ne-krut-brabus-classic
- Chto-budet-esli-ne-oplatit-shtraf-gibdd
- Kak-ispolzuya-fotoshop-i-neskolko-desyatkov-kadrov-sdela…
- Debyutnoe-znakomstvo-sedan-renault-megane-i-e…
- Po-helsinki-peshkom
Максимально увлекательные для Вас статьи, отобранные по важим запросам:
-
Pojmaj-menya-esli-smozhesh-avtomobilnie-obmani…
“Поймай меня, в случае если сможешь!”: автомобильные обманы века. Часть 1: Ралли В то время, когда на кону деньги и слава, в особенности великая слава и большие деньги, неизменно…
-
Diagnostika-dvigatelya-tojota-hajlender
Диагностика двигателя тойота хайлендер Компьютерная диагностика двигателя Тойота осуществляется самыми современными способами. Диагностика двигателя…
-
Pretendenti-na-titul-iz-odnogo-garazha
Претенденты на титул из одного гаража Рекордно долгий чемпионат привел нас к занимательной развязке – в последней гонке сезона за титул поспорят…
-
Otnosheniya-porsche-s-korolevoj-avtosporta
Отношения Porsche с Королевой автоспорта Porsche 804 Для многих имя Porsche ассоциируется с автогонками. В этом нет ничего необычного, поскольку…
-
Ремонт акпп toyota lite ace Кроме этого в книге предоставляются информацию об изюминках ремонта и диагностики двигателя с совокупностью яркого впрыска…
-
Zamena-masla-tojota-vitc-kakoe-maslo-zalivat
Замена масла какое масло и тойота заливать Замена масла в двигателе. Тойота Витц. Топливный фильтр автомобиля, это его неотъемлемый элемент, он…
-
кожный покров-hilux-pick-up-gun126l-sinij-vorotnichok
Toyota Hilux Pick Up GUN126L. светло синий воротничок Toyota Hilux – это тот автомобиль, которому Toyota Motor Corporation обязана собственному благосостоянию, так…