ЗАКРЫТЫЙ КОНСТРУКТОР БОРИС ШАПОШНИК
ЗАКРЫТЫЙ КОНСТРУКТОР БОРИС ШАПОШНИК
ПРЕЖНЕЕ
ЗАКРЫТЫЙ КОНСТРУКТОР БОРИС ШАПОШНИК
Лев ШУГУРОВ
Возможно, он так и остался бы жить в родном Пинске и занимался бы тем делом, которое нашло отражение в его фамилии. Но что имел возможность дать глухой провинциальный город энергичному юному человеку — негромкое сонное существование? И он отправился в Москву, где кипела жизнь и шло строительство, которому нужны были рабочие руки.
Позднее строитель Борис Шапошник поступил в МВТУ, где во второй половине 20-ых годов XX века в числе 752 собственных сотрудников защитил диплом инженера и отправился строить социализм. Тогда, ну и по сей день также, МВТУ (так как недаром — высшее) готовило специалистов широкого профиля а также выпускник-середнячок владел необъятными и глубокими познаниями по сопоставлению со новоиспеченными инженерами вторых институтов.
На заводе АМО сейчас шла реконструкция, и 28-летний Шапошник был принят на работу планировщиком 1-го из цехов. А в то время, когда состоялся запуск нового завода, показался спрос на конструкторов. Борис Львович — так его уже именовали — стал конструктором, начотделом, а в 1939-м — главным конструктором.
Время было сложное. Многих известный специалистов завода ЗИС арестовали по неверным обвинениям. Но по окончании их осталось большое количество незавершенных разработок, среди них и по автомобилям завышенной проходимости ЗИС-23, ЗИС-24, автобусу ЗИС-16, газогенераторному грузовику ЗИС-21, лимузину ЗИС-101А.
Вот тут и дал себя знать широкий инженерный профиль выпускника МВТУ.
Необходимо признать, в те годы отечественная авто индустрия еще не имела правильно выработанной концепции автомобиля завышенной проходимости: либо полугусеничный, либо трехосный колесной формулы 6х4, либо вэдовый. Зарубежных аналогов было малость, фактически все военного назначения, а из этого — скудость инфы о их. Российскей научной базы в данной области — в действительности, никакой.
Каждые инженерные ответы давались лишь методом ошибок и проб.
Все же на ЗИСе смогли сделать вэдовую модификацию грузовика ЗИС-5. Она именовалась ЗИС-32, и до начала войны удалось сделать промышленную партию этих машин. Как словно бы шахматист, разучивший партии соперников, Шапошник копил в памяти все, что касалось полноприводников.
Так провинциал, попавший в столицу, старается схватить все в незнакомом ему окружении. Но такой провинциал, в отличие от Шапошника, не имел, в большинстве случаев, за плечами школы МВТУ. И в этом заключалась отличие.
Война не дала шанса развить скопленный опыт. Часть ЗИСа, эвакуированная в Ульяновск, дала начало новенькому заводу — УльЗИСу, позже УАЗу. Его главным конструктором прописали Шапошника, которому приходилось заниматься весьма житейским делом — текущей модернизацией ЗИС-5В.
В первой половине 40-ых годов XX века на поверхность выплыло заключенное еще до войны соглашение с "General Motors". В согласовании с ним наша страна получала оборудование, разработку и техно документацию на создание трех-, четырех- и шестицилиндровых дизелей. Эти двухтактные движки был обязан производить ЯАЗ, а на УАЗе под управлением Шапошника под трехцилиндровый дизель был создан автомобиль ЗИС-253 грузоподъемностью 3,5 тонны. Его создание собирались развернуть в Новосибирске на строившемся в том месте авто заводе. Во второй половине 40-ых годов двадцатого века Шапошник стал на нем главным конструктором, но завод передали в другую ветвь индустрии.
Тогда и, во второй половине 40-ых годов XX века Шапошника прописали главой конструкторского бюро на МАЗе, где он возглавил проектирование карьерных самосвалов МАЗ-525 и МАЗ-530.
Освоив их серийное создание, о Борисе Львовиче помой-му запамятовали. Он стал инкогнито, тем "закрытым" конструктором, тыщи которых ковали военную мощь страны. Мы лицезрели на парадах их безымянные изделия, гордость отечественной техники, да и фабрики-изготовители, и создатели этих автомобилей для большинства людей Русского Альянса также были инкогнито. Лишь немногие посвященные знали, что в первой половине 50-ых годов XX века всесильный тогда маршал Жуков настоял на организации особенных конструкторских бюро (СКБ) на Зисе и Мазе. Перед ними поставили задачку сделать колесные тягачи для буксировки артсистем, кроме этого самоходные шасси для ракетной техники.
С сих пор Шапошник возглавил на МАЗе СКБ.
Некогда Грабин, узнаваемый конструктор пушек, заметил, что "танк — это легко тележка для пушки". Времена поменялись — ракетное орудие выдвинулось на 1-ый замысел и Шапошник начал конструировать "тележки для ракет". Тут вспомнился трофейный германский бронеавтомобиль "Бюссинг-НАГ" колесной формулы 8х8, с независящей подвеской всех колес, межосевыми блокируемыми дифференциалами, многочисленными карданными шарнирами.
Тогда уже у нас сформировалось пара школ по разработке колесных автомобилей завышенной проходимости: В. Грачева, Н. Коротоношко, В. Дедкова. Шапошник на базе анализа узнаваемых ему конструкций (недаром в МВТУ вместе с практическими свойствами развивали аналитический инженерный подход) выработал собственную концепцию схожей автомобили. В некоторый мере она развивала идеи, заложенные в "Бюссинг-НАГ". Но сформировалась не сходу, а на опыте конструирования одноосного тягача МАЗ-529, лесовоза МАЗ-532, тягача МАЗ-528 и инженерного тягача МАЗ-538.
Они все помогали помой-му модулями, одноосными или двухосными, на базе которых возможно было разрабатывать многоосные шасси.
Эти шасси (МАЗ-535, МАЗ-537 и другие) выпускались серийно, взяли у клиента (такое незаметное слово было тогда в ходу) высшую оценку. Высшую оценку взял и их основной конструктор — во второй половине 60-ых годов XX века Б. Л. Шапошнику за разработку семейства машин-тягачей присвоена Муниципальная премия. Хотелось бы выделить, что в 60-70-е годы госпремии за новые конструкции машин давали, прямо скажем, иногда.
И уж в случае если их присуждали, то за автомобили незаурядные.
Испытывал ли Борис Львович на собственной "закрытой" работе какие-либо трудности, которые связаны с "пятым пт"? В общем — нет, потому что всемогущий ВПК жил по своим законам. Ему были нужны новые, все более идеальные "изделия", он за ценой для будущей победы не стоял и предрассудков не испытывал.
Примеры тому — авиаконструктор Лавочкин, создатель авиапушек Нудельман, разработчик оптических прицелов Фукс-Рабинович, конструктор авиабомб Гальперин. Решающую роль игрались возможности человека, инженерный уровень, умение организовать работу.
Но не считая неспециализированного подхода, существовали и частности. Несмотря на то, что Шапошник 14 лет возглавлял весьма важное СКБ, в участников КПСС его приняли лишь в 1963-м… А тем временем калибр, масса и длина ракет — не начнём уточнять каких конкретно — росли и для их потребовались автомобили увеличенной грузоподъемности, наряду с этим не тягачи, а носители.
Так показалось на свет семейство четырехосных МАЗ-543 с 2-мя параллельными кабинами. Его можно считать одной из многочисленных успехов коллектива, которым руководил Шапошник. Ему в первой половине 70-ых годов XX века было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Последующие конструкции, каковые создавал Шапошник, строились на модульном принципе. Так показались автомобили семейства 547 — шести- и семиосные, как получал клиент. Они стали грядущим развитием концепции, заложенной в МАЗ-543. "За создание очень массивного шасси" Борису Львовичу во второй половине 70-ых годов двадцатого века присуждена Ленинская премия. Его приз не только только в том, что такие колесные шасси выпускались серийно и на их монтировалось жёсткое орудие — к примеру, узнаваемые по войне 1991 года в Персидском заливе оперативно-тактические ракеты СКАД или ракеты средней дальности СС-20.
В КБ Шапошника появились и наинтереснейшие экспериментальные автомобили, как МАЗ-7907 с газотурбинным движком мощностью 1200 л. с. и электротрансмиссией с 24 мотор-колесами!
В марте 1985 года Борис Львович вышел на пенсию, а в сентябре скончался. Его жена и дочь, как говорят, через несколько лет выехали в Израиль, жили в мелком городе. На протяжении войны 1991 года неподалеку от их города грохнула ракета СКАД, запущенная иракскими армейскими с шасси МАЗ-543, которое сделал Шапошник.
Драматичность судьбы?
Но тогда, в 1991-м Борис Львович с небес уже не имел возможности помочь своим родным. "Мне неизменно больно, — писал узнаваемый германский философ XVIII века Лихтенберг, — в то время, когда погибают опытные Разное, поскольку мир испытывает недостаток в их больше, чем небо". Похоже, что он имел в виду и Шапошника.
Борис Львович Шапошник (1902-1985 гг.) — Герой cоцтруда, лауреат Ленинской и Муниципальных премий, врач технических наук.
Шапошник показывает удостоверение ударника труда, купленное им в предвоенные годы,
А. Вольскому (в центре) и министру авто индустрии СССР А. Тарасову (последний слева). 1974 год.
Седельный тягач МАЗ-535В годов 60-и начала с восемью ведущими независящей подвеской и колёсами 2-ух фронтальных пар колес. Мощность мотора — 375 л. с.
Шасси МАЗ-543 70-х годов с оперативно-тактической ракетой СКАД-Б. Колесная формула — 8х8. Мощность мотора — 525 л. с.
Ракетный комплекс "Тополь" на шасси МАЗ-7917 колесной формулы 14х12. Эта машина 80-х годов вооружена дизелем мощностью 710 л. с.
Просматривайте кроме этого:
- ЗОЛОТОЙ МИЛЛИОН
- ешкин корень
- ВОТ КТО-ТО С ГОРОЧКИ ПУСТИЛСЯ
- ЗАБЕРЁМ ЗА Эталон!
- ЖИЗНЬ ВЫШЕ 6000
- ЖЕНЕВА! Схватка ЗА Разумы
- Задавит? — Не зада-а .
Медведь и Маша яйцо с сюрпризом закрытые упаковки с игрушками Masha and the Bear
Подобранные как раз для Вас, статьи, с учетом ваших заинтересованностей:
-
ВИНЧЕНЦО ЛЯНЧА, ПодвескаСМЕН И КОНСТРУКТОР
ВИНЧЕНЦО ЛЯНЧА, ПодвескаСМЕН И КОНСТРУКТОР ПРЕЖНЕЕ ВИНЧЕНЦО ЛЯНЧА, ПодвескаСМЕН И КОНСТРУКТОР Италию постоянно славили величавые гоночные марки: сначала — ФИАТ, позднее — Альфа-Ромео и Мазерати , еще…
-
КОНСТРУКТОР № XXI ПЛАТФОРМЫ И УНИФИКАЦИЯ Не забывайте детские комплекты с железными или пластмассовыми детальками различной размеров и формы, с колесами, винтами и гайками? Их еще именовали…
-
ЗАЗ-1102. НЬЮ-ТАВРИЯ 309 Конфигураций
ЗАЗ-1102. НЬЮ-ТАВРИЯ : 309 Конфигураций ТЕХНИКА ВЕСТИ С УКРАИНЫ НЬЮ-ТАВРИЯ : 309 Конфигураций Проголосует ли за нее потребитель гривной и рублём? Леонид САПОЖНИКОВ Взгляд ИЗ-ПОД Зонта Эту первую…
-
Южноамериканский Mercedes В МИРЕ МОТОРОВ Южноамериканский Mercedes В сознании обывателей прочно укрепился факт, что легковой Mercedes — германский автомобиль, ну уж по крайней мере -…
-
СОРОКОНОЖКИ БЕЗ ЯДЕРНОЙ КНОПКИ
СОРОКОНОЖКИ БЕЗ ЯДЕРНОЙ КНОПКИ РЕПОРТАЖ ЗР СОРОКОНОЖКИ БЕЗ ЯДЕРНОЙ КНОПКИ Леонид САПОЖНИКОВ Были у Минского авто и подлинные потаенны… Об этом — в второй раз . ЗР, 1997, № 4 ПОД ПОКРОВОМ ТЬМЫ…