Mclaren-mp42-tag-porsche-skromnyaga-rekordsmen
McLaren MP4/2 TAG-Porsche. Скромняга-рекордсмен
В то время, когда речь идет о лучших болидах в истории Формулы-1 McLaren MP4/2 с турбодвигателем TAG-Porsche частенько незаслуженно забывают. А ведь этот автомобиль принес своим пилотам три титула Мирового Чемпиона, команде — два Кубка Конструкторов, одержав за три сезона 22 победы, что до сих пор есть полным рекордом.
По окончании завоеванного вместе с Джеймсом Хантом титула Мирового Чемпиона ‘76 команда McLaren медлительно, но правильно превратилась из фаворитов Ф-1 в середняка. Под давлением титульного спонсора Marlboro в первой половине 80-ых годов двадцатого века начальник команды Тедди Майер объединил McLaren с гоночным проектом Project Four, представленным в то время командой в Формуле-2. Амбициозный фаворит Project Four Рон Деннис, сначала ставший начальником наравне с Майером, а после этого и вовсе единоличным боссом McLaren, замечательно осознавал, что без турбомотора возвратиться на вершину будет нереально.
В первой половине 80-ых годов XX века турбодвигатели в Формуле-1 были представлены Renault, Ferrari и Hart, подготовилась к дебюту BMW. Майер пробовал договориться с Renault, но те не желали предоставлять вероятному сопернику двигатели «первой свежести». «Феррари» отпадала сама собой, а Hart был так нехорош, что кроме того не разрешал пилотам Toleman проходить квалификацию.
Вариант с BMW не устраивал главного конструктора Джона Барнарда. Он считал, что для успеха мало иметь замечательный двигатель, еще нужно грамотно интегрировать его в шасси, а баварцы разрабатывали собственный мотор под болид команды Brabham.
Значит, нужно было искать компанию, которая сможет выстроить турбодвигатель специально для McLaren. Мысль позвонить в Porsche показалась сама собой.
Но, в этом нет ничего необычного, поскольку у «Порше» был громадный опыт постройки как серийных, так и гоночных моторов с турбонаддувом. В том же 81-м они в очередной раз доказали это, победив в 24 часах Ле-Мана с прототипом, оснащенным турбированным 6-цилиндровым оппозитником, первоначально созданным для IndyCar.
Деннис встретился с управлением Porsche. Подходящего мотора у «Порше» не было, но они дали согласие его выстроить при условии, что McLaren профинансирует проект (на одну лишь разработку требовался 1 млн. дойчмарок).
Рон, изначально собиравшийся уговорить немцев поделить затраты пополам, уже израсходовал часть спонсорских денег Marlboro на договор с тогда еще двукратным мировым чемпионом Ники Лаудой, которого удалось вернуть из отставки. Исходя из этого было нужно искать партнера.
Им стал Мансур Ойех, глава компании Techniques d’Avant-Garde, тогдашнего спонсора Williams. Деннис и Ойех скоро поняли друг друга, договорившись оплатить разработку двигателя Porsche и заявить его в гонках под маркой TAG Turbo. В осеннюю пору 81-го, в то время, когда нужные средства были отысканы, в Вайсахе под управлением Ханса Мецгера закипела работа над двигателем, взявшим внутризаводское обозначение Type 2623.
Porsche Type 2623, он же TAG TTE P01 1,5 V6T. Цена одного для того чтобы двигателя в первой половине 80-ых годов XX века составляла 120 тысяч фунтов.
Компоновка двигателя была выбрана с учетом требований Барнарда. Основной конструктор McLaren собирался максимально использовать «граунд-эффект», а классический для Porsche оппозитник мешал расположить в корпусе воздуховоды.
Не доходил Джону и V-образный двигатель с 120-градусным развалом блока, как у Ferrari. Остановились на V6 с развалом в 80°.
Его преимуществом перед рядной четверкой была возможность достигнуть более высокой частоты вращения коленвала, а перед V8 – меньшие утраты на компактность и трение. Помимо этого, в то время ходили слухи, что турбомоторы с числом цилиндров больше шести могут быть под запретом.
Это, как мы знаем, не случилось, но в самый разгар работы над Type 2623 вне закона был «граунд-эффект». Перепроектирование двигателя под больший угол развала цилиндров отложило бы его дебют на автострадах и потребовало бы дополнительных денежных вливаний, исходя из этого все покинули так, как было задумано изначально. Еще одним требованием Барнарда было размещение всех насосов на стенке двигателя со стороны свободного финиша коленвала.
Количество двигателя водяного охлаждения составлял разрешенные правилами 1498,8 см3 (диаметр цилиндра – 82, движение поршня – 47,3 мм). Блок изготавливался из алюминиевого сплава с никасиловыми мокрыми гильзами цилиндров, а картер – из алюминиево-магниевого.
Титановые шатуны противоположных цилиндров имели неспециализированную шейку коленвала. кольца и Поршни на заказ изготавливала компания Mahle.
В алюминиевых головках блока размещалось по четыре клапана на цилиндр с охлаждаемыми седлами, размещенных под углом 29° довольно продольной оси и под маленьким уклоном довольно поперечной, и по два распредвала. Два турбокомпрессора KKK расположили по обе стороны двигателя, тогда как у Renault и Ferrari они пребывали в развале блока. Масса двигателя без турбокомпрессоров, системы и радиаторов выпуска отработанных газов составляла 145 кг.
Особенное внимание при разработке уделили топливной экономичности. Инженером Bosch Врачом Удо Цукером была внедрена электронная совокупность управления впрыском горючего (Bosch Motronic Engine Management System), первоначально опробованная на спорт-прототипе Porsche 956.
Одной из изюминок EMS являлись управляемые соленоидами двухпоточные форсунки с контролем за температурой горючего. Огромная работа была проделана с целью достижения максимальной эффективности совокупности охлаждения.
Полигон «Порше» в Вайсахе. McLaren MP4/1E на первых тестах турбодвигателя в окружении серийных моделей, раллийных 911-х и спорт-прототипа 956, что на первых порах являлся «мулом» для обкатки нового мотора. На фото справа: в светло синий костюме – Джон Уотсон, в сером пиджаке и белых штанах – Ханс Мецгер.
Весной 1983 г. на Интернациональном женевском автосалоне двигатель, взявший официальное наименование TAG TTE P01 1,5 V6T, был в первый раз представлен публике, а уже летом в первый раз интегрирован в намерено подготовленную версию шасси McLaren MP4 для опробований. Первоначально Porsche желали возвратиться в Мирового чемпионата в 84-м, но Ники Лауда лично отправился в Германию, дабы уговорить Мецгера выпустить его детище на автострады уже в 83-м и ему это удалось.
В августе на этапе в голландском Зандфорте Лауда вывел на автостраду McLaren MP4/1E с турбомотором, развивавшим в то время большую мощность в 630 л.с. при 11500 об/мин с давлением наддува 2,5 бара. Результат – 19 место Лауды в квалификации (собственному партнеру Джону Уотсону, что руководил McLaren со ветхим Ford Cosworth DFY, австриец уступил 0,4 с) и сход в гонке из-за неприятностей с тормозами. К Январю мощность удалось поднять до 700 л.с. при 12000 об/мин и давлении наддува 3 бара, но до финиша в оставшихся гонках так ни разу добраться и не удалось, не смотря на то, что в Южной Африке Ники сошел из-за неприятностей в электрике двигателя всего за 6 кругов до конца, пребывав на второй позиции.
Параллельно с работой инженерного штаба Porsche в Германии, в Англии команда Джона Барнарда в поте лица трудилась нужно разработкой автомобиля MP4/2, развивавшего идею всецело углепластикового монокока, которую в 81-м году принесли в Ф-1 Колин Чепмен со своим Lotus 88 и сам Барнард с McLaren MP4. У команды в то время не было нужной инфраструктуры для производства аналогичной конструкции, исходя из этого монокок заказывали у американской компании Hercules.
По окончании отмены «граунд-эффекта» конструкторы постарались компенсировать недостаток прижимной силы огромными антикрыльями. Джон одним из первых решил применять во благо потоки, проходящие на протяжении обводов кузова, направив их между кожухом и задними колёсами коробки передач.
Подвеска была сделана свободной, передняя – на поперечных треугольных рычагах с толкающими штангами, задняя – на поперечных рокерных рычагах, витые пружины выполнены из титаного сплава, амортизаторы компании Koni. Трансмиссия представляла собой классическую для тех лет конструкцию. Пятиступенчатую коробку передач в McLaren конструировали самостоятельно на базе комплекта шестерен компании Hewland, сами изготавливали и полуоси, а двухдисковое сцепление и самоблокирующийся дифференциал заказывали у Borg & Beck и ZF, соответственно.
McLaren MP4/2.
Перед сезоном 1984 года «МакЛарен» был во всеоружии: новое шасси, замечательный двигатель, двукратный мировой чемпион. Но в межсезонье Рон Деннис не потерял возможность еще больше усилить команду, пригласив поругавшегося с Renault вице-чемпиона Алена Несложна на место Джона Уотсона.
Нельзя сказать, что Уотсон не устраивал команду, поскольку два прошлых сезона ирландец опережал в чемпионате Ники Лауду а также был близок к чемпионству в 82-м. Джон остался без договора по собственной вине, он тянул до последнего, пробуя выторговать с «Металлического Рона» прибавку к заработной плату. В итоге, Уотсона, оставшегося за бортом Формулы-1, Porsche пригласили в гонки спортпрототипов.
Чемпионат ’84 превзошел все ожидания как McLaren, так и Porsche: 12 побед в 16 гонах – рекорд для тех лет. Ален Несложен семь раз поднимался на верхнюю ступень подиума (на Гран При Бразилии, Сан-Марино, Монако, Германии, Голландии, Португалии и Европы) Ники Лауда – пять (ГП Южной Африки, Франции, Англии, Австрии, Италии), но как раз австриец в драматичной борьбе на последней стадии стал чемпионом, опередив француза всего на пол-очка.
Две победы одержал Нельсон Пике на Brabham-BMW, по одной Кеке Росберг (Wiliams-Honda) и Микеле Альборето (Ferrari), а ближайший преследователь – Элио де Анджелис (Lotus-Renault) собрал вдвое меньше очков. В Кубке Конструкторов команда так же одержала уверенную победу, собрав практически в три раза больше очков, чем закончившая сезон второй Ferrari.
MP4/2 не был самым стремительным болидом в пелотоне – Несложен всего трижды стартовал с поул-позиции, а Лауда и вовсе ни разу. Техника всего семь раз за сезон подводила собственных гонщиков (еще по два схода у каждого были позваны инцидентами на автостраде), тогда как Нельсон Пике, стартовав с поула в девяти Гран При, только шесть раз заметил клетчатый флаг.
В то время, когда пилоты машин с турбомоторами целый год страдали от ограничений по количеству горючего в гонке и частенько останавливаясь на автостраде с безлюдными баками незадолго до финиша, гонщики McLaren стабильно преодолевали всю расстояние. Мотор TAG-Porsche, непременно, являлся самым экономичным среди турбо.
Еще одним преимуществом «МакЛарен» были тормоза. Еще в 1982 г. команды начали внедрять углепластиковые диски. Они намного легче металлических и продолжительнее сохраняют собственную эффективность, но обратной стороной являлась их более велика температура, что приводило к заклиниванию суппорта.
В 84-м McLaren стала единственной командой, использовавшей тормозные диски из композитных материалов во всех гонках. В то время как остальные команды применяли суппорты сторонних производителей, таких как Brembo и Lockheed, и на многих автострадах испытывали с ними неприятности, в McLaren перешли на суппорты собственного производства. Ну и конечно же, чуть ли победа была бы вероятна без талантов Лауды и Несложна, каковые славились своим умением думать в гонке и беречь машину.
По ходу сезона ’84 McLaren-TAG-Porsche не применяли особые предположения двигателей с увеличенным давлением наддува в квалификациях, исходя из этого Алену Просту (#7) и Нике Лауде (#8) неоднократно приходилось прорываться к лидирующим позициям через пелотон. Во-первых, Рон Деннис думал, что Гран При выигрываются в воскресенье, исходя из этого пятничные и субботние заезды разумнее было применять на подготовку к гонке. Во-вторых, квалификационные двигатели «настойчиво попросили» бы дополнительных затрат.
К следующему сезону Джон Барнард готовил обновленную версию автомобили – McLaren MP4/2B. В первую очередь требовалось сконструировать новую коробку передач, поскольку ветхая конструкция к концу прошлого сезона трудилась на пределе собственных возможностей (мощность двигателей TAG-Porsche по окончании начала применения совокупности опрыскивания интеркулера водой составляла 750 л.с. при 12000 об/мин).
Дополнительные неприятности создал уход из Формулы-1 поставщика резины – компании Michelin. Вклад французских шинников в неспециализированный успех нельзя недооценивать. «МакЛарен» являлся приоритетным клиентом, фактически к каждому Гран При приобретая последние новинки, созданные с учетом конструкции MP4/2.
Таковой подход вылился Michelin в копеечку, что стало причиной сворачиванию и убыткам формульной программы. С учетом изюминок новых шин, Goodyear, задняя подвеска была полностью переработана – место рокерных рычагов заняли толкатели, а пружины и амортизаторы сейчас размешались на протяжении коробки передач.
Не осталась в стороне и аэродинамика – место массивного заднего антикрыла в соответствии с новыми правилами заняла более красивая конструкция, был доработан диффузор. Еще одним новшеством стал пневматический стартер, разрешивший существенно уменьшить аккумуляторные батареи.
В 85-м результаты стали более плотными, победы на этапах одержали восемь пилотов из пяти команд, но оба титула в итоге опять достались McLaren-TAG-Porsche. В этом случае чемпионом в первый раз в карьере стал Ален Несложен, победивший пять Гран При (Бразилия, Монако, Англия, Австрия, Италия), еще шесть раз поднимавшийся на подиум и два раза показывал лучший результат в квалификационных заездах.
Его главный соперник в Чемпионате мира, Микеле Альборето (Ferrari), два раза финишировал раньше вторых, как и Айртон Сенна (Lotus-Renault), Найджел Мэнселл и Кеке Росберг (оба – Williams-Honda). Ники Лауде жутко не везло – на него то и дело сыпались аварии и технические проблемы, но все же одну победу, ставшую последней в карьере, он одержать сумел, победив в Громадном Призе Голландии.
Еще по одной победе праздновали Пике и де Анджелис, причем последнему она досталась по окончании дисквалификации Несложна за недовес болида. Второй год подряд команда завоевала и Кубок конструкторов.
В середине сезона нефтяная компания Shell предоставила McLaren горючее на базе толуэна, что разрешило повысить большую мощность двигателя до 800 л.с. при тех же 12000 об/мин, а позднее и до 860 л.с. По окончании сезона завершил карьеру Ники Лауда, его должен был заменить Кеке Росберг.
В сезоне 1985 Ален Несложен отодвинул Ники Лауду на второй план и завоевал собственный первый чемпионский титул.
К сезону 1986 года Барнарду предстояло опять делать новую коробку передач, поскольку прошлая, где в первый раз в истории McLaren использовались шестерни и валы собственного производства, была не весьма успешной: ненадежной и одной из самых тяжелых (57 кг). Новый агрегат был уже 6-ступенчатым.
Помимо этого, количество топливных баков в соответствии с новым регламентом были сокращен до 195 литров. Остальные трансформации были эволюционными. Эта версия болида взяла индекс MP4/2C.
Ответственным событием стало начало производства углепластиковых монококов на базе McLaren в Уокинге, сейчас команда не зависела от компании Hercules, у которой прибавилось клиентов.
В новом сезоне чувствовалось ощутимое техническое преимущество Williams-Honda. Пилоты команды, Найджел Мэнселл и Нельсон Пике, победили 9 гонок на двоих, Несложен принес «МакЛарен» четыре (Сан-Марино, Монако, Австралия и Австрия), но так же, как и прежде был стабилен, еще семь раз поднявшись на подиум.
Мастер квалификаций (8 поулов против одного у Несложна) Айртон Сенна победил два раза, Герхард Бергер (Benetton-BMW) – один раз. Развязка сезона наступила на последней стадии в Аделаиде.
Механики McLaren, якобы, разрешили войти слух о неубиваемых покрышках Goodyear, каковые разрешают проехать расстояние Гран При без пит-стопов. Росберг умышленно помчался вперед с первых кругов, вынудив командный мостик «Уильямс» поверить в легенду.
Это вылилось в лопнувшую шину на машине Мэнселла и пит-стоп Пике, что открыл дорогу «Доктору наук» ко второму подряд титулу. В Кубке Конструкторов Williams-Honda все же были недостижимы. В этом сезоне инженерам Porsche в погоне за Honda удалось выжать из собственного детища 960 л.с. при 12500 об/мин с давлением наддува 3,2 бара в гоночном режиме и 1060 л.с.с давлением 3,8 бара в квалификационном.
Замечательный и стремительный Williams FW11 Honda (#5, Найджел Мэнселл) стал весьма сильным соперником для McLaren MP4/2C TAG-Porsche (#1, Ален Несложен) во второй половине 80-ых годов двадцатого века.
Так завершилась история самого титулованного болида в истории Королевских автогонок. Его преемник, MP4/3, выстроенный уже без участия Барнарда, покинувшего команду в середине 86-го, не разрешил Алену Просту и Стефану Йоханссону, заменившему повесившего шлем на гвоздь Росберга, кинуть вызов гонщикам Williams-Honda, перевоплотившим сезон ’87 во внутрикомандную разборку.
Однако, француз завоевал еще три победы в последний год сотрудничества McLaren и Porsche. К сезону ’88 Рон Деннис создал новую «Команду грезы», с Несложном и Сенной, Honda и новым техническим директором – Гордоном Марри. Porsche возвратился как поставщик моторов команде Footwork в 91-м, но атмосферные 3,5-литровые V12 были очень неудачными и не продержались в Ф-1 и полсезона.
Ален Несложен за рулем McLaren MP4/2C TAG-Porsche на пути к третьей подряд победе на улицах Монте-Карло. Гран При Монако ’86.
В статье использованы фотографии со следующих интернет-ресурсов: F1-world.ru, appsbuy.us, autowp.ru, keywordsuggest.org, Carsallcars.com, f1-blog-posts.tumblr.com, enginelabs.com, porschecarshistory.com, wp-b.com, Homeplancorp.us, F1-history-devintart.com, F1tr.com
Заводская команда Porsche в Формуле-1
BMW и Honda. Турбо-монстры 80-х
?Inside Formula One?McLaren TAG-Porsche MP4/2C
Кроме этого к прочтению:
- Lamborghini-countach-150-1979-darth-vader
- Blistatelnij-proval-rolls-royce-camargue
- Shag-navstrechu-strahu
- Chto-uvidel-prezident
- Poehala-ya-v-proshedshuyu-pyatnicu-pogulyat-na-v8supercars
- Kak-ya-obzhaloval-shtraf-za-parkovku
- Adapter-knopok-multirulya-mpv4-dlya-pioneer-avh-x4700bs
Максимально увлекательные для Вас статьи, отобранные по важим запросам:
-
Ferrari-312t-i-312t2-imperiya-nanosit-otvetnij-udar
Ferrari 312T и 312T2. Империя причиняет ответный удар В середине 70-х Ferrari позарез нуждалась в современном оружии, которое окажет помощь возвратиться на…
-
Chem-zapomnitsya-2016-god-dlya-lyubitelej-formuli-1
Чем запомнится 2016 год для любителей Формулы-1 Кроме увлекательной борьбы за чемпионский титул, длившейся до последнего круга последней гонки…
-
Pretendenti-na-titul-iz-odnogo-garazha
Претенденты на титул из одного гаража Рекордно долгий чемпионат привел нас к занимательной развязке – в последней гонке сезона за титул поспорят…
-
Bmw-i-honda-turbo-monstri-formuli-1-80-h
BMW и Honda. Турбо-монстры Формулы-1 80-х Нельсон Пике на Brabham-BMW BT54 и Найджел Мэнселл на Williams-Honda FW10. Гран При Бельгии ’85. Фото с сайта…
-
Lotus-72-klin-vbitij-v-evolyuciyu-formulnogo-dizajna
Lotus 72. Клин, вбитый в эволюцию формульного дизайна Показавшись на автострадах Громадных Призов Lotus 72 стал новым словом в дизайне машин Формулы-1….
-
20-Avtomobilej-mihaelya-shumahera
20 машин Михаэля Шумахера Пологали, что обращение отправится о его дорожной коллекции? Само собой разумеется нет, я желаю поведать о 20 машинах, на которых выступал…
-
Otnosheniya-porsche-s-korolevoj-avtosporta
Отношения Porsche с Королевой автоспорта Porsche 804 Для многих имя Porsche ассоциируется с автогонками. В этом нет ничего необычного, поскольку…