Pojmaj-menya-esli-smozhesh-avtomobiln…
“Поймай меня, в случае если сможешь!”: автомобильные обманы века. Часть 2: “Формула-1”
Штефан Белофф за рулем Tyrrell 012
Чемпионат F1 проводится аж с 1950 года. В целом свете нет более ветхой (назовем ее лучше пожилой) и респектабельной гоночной серии со статусом мирового первенства.
Думается, что на наибольшем уровне, другими словами в том месте где ставки на победу самый высоки, и читеров наберется в разы больше, чем в других дисциплинах. Но это так и не так в один момент.
В первую очередь нужно четко разграничивать понятия “интерпретация правил” и “намеренный обман”. направляться не забывать кроме этого, что “не пойманный так и остается не вором”, а инженерная смекалка на работе технического прогресса, иногда приобретает не награды и публичное признание, а общее порицание и баны.
Самый несложный пример и самый прекрасный пример – Brabham-BT46B. Известный автомобиль-пылесос, созданным самым очень способным с моей точки зрения инженером F1 Гордоном Марри (верный вариант прочтения фамилии южноафриканца как раз таковой – Марри, а не Мюррей.
В случае если что задавал вопросы у него самого 🙂 ). Машина, применявшая натуральный вентилятор для граунд-эффекта (несложнее говоря, для прижатия автомобили к поверхности автострады) на момент создания была полностью легальна. На 100%.
Нигде в правилах не указывалось, что автомобиль не может быть оснащен огромной крыльчаткой в задней части кузова, высасывающей воздушное пространство из под дна. Ну а что не не разрещаеться, то не запрещаеться.
Brabham BT46B — вероятно самый действенный автомобиль в истории F1
Соперники жаловались, что пылесос поливает автостраду небольшими камушками, не смотря на то, что при скорости вращения крыльчатки ниже 100 км/ч это было бы нереально. Так, по-крайней мере, утверждал сам создатель автомобили Гордон Марри
Гордон (на фото слева) вмести с тогдашним боссом Brabham Берни Экклстоуном
Но первая же гонка – Гран-при Швеции 1978 года, что Ники Лауда победил в одни ворота – навела для того чтобы страху на соперников, что кое-какие команды припугнули уйти из чемпионата, в случае если “пылесос” продолжит гоняться. В итоге в регламент без промедлений внесли поправки, запрещающие участие в F1 автомобиля применяющим вентилятор для “граунд-эффекта”. Гордон Марри умнее всех, но его Brabham-BT46B почему-то считается читерской машиной, не смотря на то, что, повторюсь, на момент дебюта она всецело отвечала всем правилам.
Схожих примеров, в действительности, тьма. Отыщем в памяти тот же mass-damper на Renault в сезоне-2006 либо раздельный тормоз для задних колес на McLaren MP4/12, помогавший пилотам нейтрализовать эффект излишней поворачиваемости. Ко мне в принципе превосходно ложатся, к примеру, тот же граунд-эффект, турбомоторы и активная подвеска, не выходившие за рамки закона при создании, но поставленные вне его рамок потом.
Mass-damper, что инженеры Renault применяли в конструкции автомобиля в сезоне-2006
Отдельный тормоз для задних колес на McLaren MP4/12
Еще одна вызывающая большие сомнения категория – недоказанные правонарушения. Помог ли нелегальный трекшн-контроль Михаэлю Шумахеру завоевать первый чемпионский титул в 1994-м? Возможно да, возможно нет.
Да и то, и второе сейчас недоказуемо. Значит едем дальше.
Отдельная статья – читы, скажем так, персонального замысла либо, иначе говоря извлечение пользы из действий отдельных личностей будь-то пилоты, менеджеры либо механики. История с Флавио Бриаторе, попросившего Нельсиньо Пике врезаться в стенке для заинтересованностей команды, котируется как обман?
Скорее уже как подлый поступок. А маневр Шумахера, убравший Williams Деймона Хилла на кубке Австралии 1994 года – это намеренное деяние и случайность?
А как относится к первому и единственному “поул-позишн” Витторио Брамбиллы на кубке Швеции 1975 года, в то время, когда механик его команды перекрыл информационной табличкой световой луч совокупности хронометрирования на мгновение раньше, чем его пересек автомобиль? Анекдот либо небольшая пакость?
Витторио Брамбилла по прозвищу ‘Горилла из Милана’ — один из самых одиозных персонажей F1 70-х
March 751 Брамбиллы стартует с первой позиции на кубке Швеции 1975 года. Данный поул-позишн итальянец завоевал при очень вызывающих большие сомнения событиях…
Многоуровневое сито аналогичных условностей, нюансов и недосказанностей преодолели только случаи серии “из последовательности вон”, в то время, когда правонарушение было через чур очевидным, дабы отрицать содеянное.
Таких эпик-фейлов наберется как минимум три штуки и любой из них связан с лимитом разрешенной массы.
Звучит не через чур интригующе? В действительности, все было весьма сильно.
Первый возмутительный эпизод относится к сезону 1982 года. Наступала золотая эра турбомоторов, а команды ездившие на “атмосферных” движках очевидно ощущали недостаток конкурентоспособности и недостаток мощности. Ну а что делать в случае если под капотом мало лошадей?
Верно – сжигать лишний жирок всеми вероятными и неосуществимыми методами.
Так на сцене и показался вариант с тормозами жидкостного охлаждения. Вернее хитрость с резервуаром для воды.
Что в случае если практически сразу после старта бережно слить практически всю воду из “тормозного резервуара”, солидную часть расстояния взяв возможность ехать на значительно более легкой чем у соперников машине, а под конец расстояния воды на пит-стопе и без неприятностей пройти процедуру взвешивания?
Нехитрая, но действенная находка, напрямую не нарушавшая букву закона, но насмехавшаяся над его духом, помогла Нельсону Пике (Brabham) и Кейо Росбергу (Williams) занять второе и первое места на кубке Бразилии – втором этапе чемпионата. В то время, когда же и следующая гонка сезона Гран-при США снова осталась за “атмосферными” автомобилями, главные турбо-апологеты из Renault и Ferrari дружно накатали протест.
Результаты Гран-при Бразилии переиграли – Пике и Росберга дисквалифицировали, назначив победителем Алена Несложна (Renault). Организаторы американского Громадного приза, действительно, отстояли неизменность финишных результатов, не смотря на то, что “жидкие” тормоза находились и на McLaren Лауды (1-е место).
Сезон 1982 года Brabham начинал с атмосферниками Ford, а заканчивал с турбомоторами BMW
Полный трагедий и скандалов чемпионат-1982 в итоге победил Кейо Росберг на далеко не самом замечательном Williams Cosworth
В любом случае, скоро “Интернациональная Автоспортивная Федерация” (FISA) скоро всецело запретила применение дополнительных водных резервуаров для охлаждения тормозов. Английские команды поскандалили легко да прекратили – к концу сезона практически все уже договорились с поставщиками турбомоторов.
Но это было лишь начало. Самый сложный, запутанный, загадочный и без того до конца и не раскрытый случай читерства произошёл через два года. В историю он вошел под именем Tyrrell и свинцовая дробь.
К сезону 1984 года лишь одна команда чемпионата осталась верна атмосферным моторам – это коллектив Кена Тиррелла, за много лет ставшего для чемпионата F1 столь же привычным явлением как и чайная церемония для британского быта.
“Тирреллы” Штефана Белоффа и Мартина Брандла, не обращая внимания на эксклюзивные поставки “косвортовских” моторов, по некоторым расчетам уступали турбо-автомобилям соперников до 150 л.с. Результаты, но, они показывали не неисправимые.
Дуэт молодых и подающих огромные надежды пилотов систематично заскакивал в очки, а на кубке Детройта и вовсе чуть не появилась сенсация. “Тиррелл-012” Брандла финишировал вторым. Да что в том месте – еще бы один Мартин и круг в обязательном порядке опередил Нельсона Пике, что экономя горючее собственного прожорливого турбированного Brabham BMW скинул темп чуть ли не до трамвайного.
Меньше секунды отделило англичанина от первого места! К слову, ближе к победе в Гран-при Брандл не приблизится больше ни разу за всю собственную долгую карьеру.
Необычная прыть “атмосферного” “Тиррелла”, конечно же, привела к неподдельному интересу техкомиссии FISA, тут же решившей поглубже вложить собственные острые жала в конструкцию британской автомобили.
Ну и началось…
На кубке Монако, где Белофф чуть не обставил Сенну и Несложна, Tyrrell 012 без неприятностей прошел дополнительную техпроверку для призеров. В будущем данный факт лишь еще посильнее запутает расследование…
В 13-литровом водном резервуаре автомобили, что употреблялась для дополнительного охлаждения двигателя, что само по себе не запрещалось правилами, инспекторы нашли воду якобы с заметным (около 27%) содержанием ароматических углеводородов.
“Ага! Попались!” – сразу же сделали на большом растоянии идущий и, к слову, абсолютно неправильный вывод представители научно-технической комиссии. В соответствии с первой версии FISA ароматические соединения показывали на дополнительные топливные присадки, призванные расширить мощность двигателя.
Ну а как еще атмосферный Tyrrell имел возможность соперничать с турбированными соперниками?
К сезону-1984 атмосферные Ford Cosworth остались лишь в распоряжении дядюшки Кена
Результаты Брандла в Детройте (но, как и не дошедшего до финиша Беллофа) отменили, вменив команде Кена Тиррелла сходу пара “расстрельных” статей: дозаправка по время гонки (в то время запрещена), применение несертифицированного топлива, установка нерегламентированной правилами топливной магистрали.
Нужно ли сказать, что Тиррелл тут же подал апелляцию? Уж кто-кто, а он-то осознавал, что все дело не в топливных присадках…
Более детальная экспертиза в самом деле продемонстрировала – никаких присадок в воде, взятой на пробу не было. На самом деле ароматических соединений не набиралось и полпроцента. Значит, дело необходимо закрывать – возвращать Брандлу второе место в Детройте и публично извинится перед Тирреллом…
Ничего аналогичного. Согласившись, что “цимес” не в топливных присадках FISA выдвинула против команды Кена новые обвинения. В этом случае в наличии двух отверстий в днище, которое по окончании запрета “граунд-эффекта” в соответствии с правилам должно было быть полностью плоским.
Тщетно Тиррелл обосновывал, что никакого преимущества две дырочки не дают (это, к слову, кроме того подтвердили технические директора вторых команд F1), а употребляются они в качестве сапунов для резервуара жидкостного охлаждения двигателя. Все тщетно. Эта подробность, и неправильно размещенный балласт в виде свинцовой дроби послужили предлогами дисквалификации команды.
Берни Экклстоун и Кен Тиррелл. Многие уверены в том, что случай ‘тиррелл-гейта’ это чистой воды политика. Без всяких в том месте ароматических углеводородов
Ответ FISA выяснилось сколь жёстким, столь и непонятным. В случае если топливных присадок так и не нашли, а дырки в днище образно говоря на скорость не воздействовали, то где же Tyrrell схитрил? Где ветхий лис взял нечестное преимущество?
Самая популярная, не смотря на то, что всецело так и не доказанная (но, как и не опровергнутая) версия содержится в следующем.
Хитринка Tyrrell 012 не в горючем, и не в сверлениях на днище, основной фокус был в жонглировании массой. Подразумевалось, что как и при с жидкостным охлаждением тормозов несколько лету назад, “тирреллы” по ходу гонки сливали лишнюю воду и ехали облегченными ниже разрешенного лимита. На последнем же пит-стопе вместе с водой машину заправляли еще свинцовой дробью (по некоторым оценкам весом до 60 кг), дабы довести массу автомобиля до легального значения.
Кен Тиррелл признавая сам факт “дозаправки” дробью (“Это делалось для того, дабы машина с запасом укладывалась в лимит по массе!”), но, настойчиво отрицал, что команда применяла автомобиль с минимальной массой ниже разрешенного значения.
Не обращая внимания на все старания, включая скрупулезный анализ секунд пилотов Tyrrell до и по окончании пит-стопов, ничего не удалось доказать на 100%. Было ясно – юноши где-то мухлюют, но где и как? Тайная…
Вероятно как раз исходя из этого FISA, поняв что их водят около пальца, решили показательно наказать команду. Формальный же предлог в виде неправильно закрепленного балласта имелся…
Но, существует и еще одна теория для вынесения очень жёсткого наказания. В действительности, дисквалификация команды Кена была удачна практически всем вторых участников чемпионата. Так как оставаясь белой (а вернее атмосферной) вороной в многочисленном турбо-коллективе, Tyrrell мешал остальным “конюшням” лоббировать разные трансформации техрегламента, как, к примеру, повышение количества топливных баков. С дисквалификацией коллектива Кена неприятности рассосались сами собой…
В итоге оказалось так, что придумав одну из самых искусных афер в истории автоспорта, Тиррелл не только не извлек из нее пользы, но основательно погорел. От денежных и репутационных утрат той дисквалификации дядюшка Кен не оправится уже ни при каких обстоятельствах.
Показательная порка, возможно сообщить, сработала. В следующий раз на масштабном жульничестве команда F1 попадется через продолжительных 19 лет. Забавно, что за руку поймали конюшню BAR, созданную на базе… “Тиррелла”. Традиционно вся хитрость свелась к жонглированию килограммами.
Ничего очень драматичного, в случае если честно, всего лишь бензобак с потайной секцией, разрешающей как и в ветхие-хорошие времена выгадать пара килограмм на протяжении гонки, а на последнем пит-стопе долить топлива по горлышко.
Отпираться было безтолку – с эндоскопом не шутят – да в BAR и не пробовали очень. Но, наказание сейчас было не столь жёстким как в 1984-м – аннулирование результатов Гран-при Сан-Марино и два этапа дисквалификации.
Окончание направляться…
TrunkMonkeys
??????.
“Поймай меня, в случае если сможешь!”: автомобильные обманы века. Часть 1: Ралли
В случае если забыть о скандалах, то Tyrrell 012 в чёрной ливрее выглядит потрясающе
ДПС "Поймай меня, в случае если сможешь"
Кроме этого к прочтению:
- Zubri-motocikli-i-samovari-yugo-vostok-moskovskoj-oblasti
- Video-obzor-shin-hakkapeliitta-9-odna-shina-dva-tipa-shipov
- Matematika-quotobochechnikovquot
- Testi-cuda-i-camaro
- Pretendenti-na-titul-iz-odnogo-garazha
- Ya-mechtayu-o-tom-chtobi
- Kia-soul-ev-test-drajv-elektrodushi-novij-sportage
Максимально занимательные для Вас статьи, отобранные по важим запросам:
-
Speckor-dzheremi-klarkson-volvo-x…
Спецкор Джереми Кларксон — VOLVO XC90 T8 TWIN ENGINE комплектация INSCRIPTION. Range Rover — отличный автомобиль, стремительный, шикарный, превосходно…
-
Otnosheniya-porsche-s-korolevoj-avtosporta
Отношения Porsche с Королевой автоспорта Porsche 804 Для многих имя Porsche ассоциируется с автогонками. В этом нет ничего необычного, поскольку…
-
Polovina-avto-v-rossii-imeet-vozrast-bolshe-10-let
Добрая половина авто в Российской Федерации имеет возраст больше 10 лет Добрая половина парка русских машин (49%) имеет возраст больше 10 лет. Больше всего среди очень сильно…
-
20-Avtomobilej-mihaelya-shumahera
20 машин Михаэля Шумахера Пологали, что обращение отправится о его дорожной коллекции? Само собой разумеется нет, я желаю поведать о 20 машинах, на которых выступал…
-
Kak-uberech-avtomobil-ot-evakuacii
Как предохранить автомобиль от эвакуации? Несколько месяцев назад я услышал по радио, как женщина говорила о новом приложении, талантливом спасти ваш автомобиль…
-
Chem-zapomnitsya-2016-god-dlya-lyubitelej-formuli-1
Чем запомнится 2016 год для любителей Формулы-1 Кроме увлекательной борьбы за чемпионский титул, длившейся до последнего круга последней гонки…
-
Bolshoj-boss-na-smenu-vlasti-v-f1
Громадный Шеф: на смену власти в F1 Такие вот новости в эти дни – все уходят на пенсию. Сперва американский президент, сейчас Берни Экклстоун. Некоронованный…