Stranici-istorii-pobedi-quotmoskvichaquot-n…
Страницы истории. Победы "Москвича" на международных ралли.
Из заглавия блога я думаю ясно о чём отправится обращение, но на всякий случай я приложу картину, которой со мной с радостью поделился VadimZoorgut86, за что ему огромное благодарю 🙂
В СССР история ралли как спортивных состязаний зародилась в 1950-е годы, главным оружием советских раллистов были "Победы" и "Москвичи". В то время все эти соревнования носили любительский темперамент — гонщики ездили на стандартных автомобилях, не смотря на то, что были и исключения. К примеру, как раз в ралли тех лет АЗЛК обкатал собственную первую четырехступенчатую коробку передач.
Сначала 1960-х последовали выступления отечественных спортсменов и на зарубежных соревнованиях, благо, показались новые машины — ГАЗ-21 "Волга" и 407-й "Москвич", но, борьба шла с переменным успехом — отличных показателей получали на соревнованиях между соцстранами. На важных интернациональных соревнованиях лучшее, на что имели возможность рассчитывать — это зачетные места в собственном классе машин.
Так на ралли "Монте-Карло" 1964 года отечественные экипажи на 21-х "Волгах" и "Москвичах-407" не взяли финального зачета, а в 1965-м вовсе не добрались до финиша. Но насмехаться над отечественными их техникой и спортсменами у меня нет никакого жажды, не было тут создателей и вины техники, легко время отечественных удач еще не пришло.
Обстоятельство лежала помой-му на поверхности — отечественным автомобилям не хватало мощности — подготовленный двигатель раллийного "Москвича-403" тех лет развивал около 60-65 сил, ГАЗ-21 — 90-100 сил. Соперники с каждым сезоном увеличивали отрыв по мощности.
Что же, разве отечественные конструкторы не могли создать хороший аппарат? Имели возможность, но регламенты ралли тогда были очень сильно привязаны к серийным автомобилям, и зачетные группы, в которых выступали отечественные спортсмены, устанавливали твёрдые требования по степени вмешательства в исходную конструкцию.
Отыщем в памяти, что собой воображали отечественные главные военные машины в серийном выполнении: "Москвич-403" — двигатель количеством 1,36 л мощностью 45 л.с., "Москвич 408" — 1,36 л и 50 л.с., ГАЗ-21 "Волга" — 2,44 литра и 70-75 "лошадей". Не близко. Само собой разумеется, мощность моторов возможно было поднять, но тогда немудреные советские нижневальные моторы со штанговым приводом клапанов быстро теряли в надёжности и ресурсе.
Так имело возможность длиться продолжительно, если бы самый передовой на то время автомобильный завод АЗЛК не начал создавать в первой половине 60-ых годов XX века агрегат, что позже много лет будет главным оружием советских раллистов. Как раз тогда гениальный коммунистический конструктор Игорь Окунев сел за чертежи мотора М-412. Первые обороты коленвала нового мотора пришлись на 1964 год, в то время, когда на конвейер поднялся обновленный 408-й "Москвич", но, серийное производство машин с новым двигателем случилось во второй половине 60-ых годов XX века, в то время, когда показался "Москвич-412".
Москвич 408
Это первенствовал коммунистический серийный верхневальный мотор для автомобиля . При количестве 1,5 литра, с расположенными под углом друг другу клапанами, поперечным газовым потоком, полусферической камерой сгорания, двигатель владел невиданной ранее для советских автомобилей удельной мощностью и развивал внушительные 75 сил.
Но основное заключалось не в этих цифрах, а в запасе по форсировке — верхневальный алюминиевый мотор с успешной конструкцией ГРМ, очень сильно схожей с моторами BMW тех лет уже в рамках группы А1 (стандартные автомобили, где разрешалась только замена жиклеров в карбюраторе) выдавал 81-83 какое количество.с., а двигатели, подготовленные по более большому уровню групп А2 и А4 развивали мощность 120-150 л.с., владея наряду с этим достаточным запасом надежности. В первый раз отечественные раллисты взяли хорошую технику, на которой возможно было побороть соперников. И шанс представился без промедлений.
В "Ралли века", как тогда именовали марафон "Лондон-Сидней" 1968 года (16 тысяч километров), наровне с известнейшими мировыми производителями принимала участие и команда СССР на машинах АЗЛК. Все четыре "Москвича-412" добрались до финиша.
В безотносительном зачете позиции были низки, но в командном зачете коммунистический экипаж занял 4 место благодаря тому, что команда АЗЛК была единственной добравшейся до финиша без утрат. Изюминкой марафона было то, что в нем не было разделения на классы, и отечественные полуторалитровые "Москвичи", мало чем отличавшиеся от серийных, выступали в одном зачете, к примеру, с Ford Falcon GT с пятилитровым V8 либо BMW 2002ti с впрысковым двухлитровым шестицилиндровым двигателем и Triumph 2.5PI с 2,5-литровой «шестёркой», — к тому же подчас серьёзно модифицированными и другими "раллийными монстрами".
Перечень же модификаций Москвичей включал только местное усиление кузова, каркас безопасности из хромансилевых труб, «люстру» противотуманных фар, кенгурин, защиту картера двигателя, пневматические звуковые сигналы, высотный корректор в карбюраторах, навигационные устройства, дополнительный диски колёс и топливный бак увеличенной ширины. В таком виде Москвич потяжелел на ~500 кг, мощность же собранного вручную мотора только мало превосходила показатели штатного (80 — 81 л.с.).
Советских раллистов ожидал успех и в другом сложном марафоне — "Лондон-Мехико" 1970 года (26 тысяч километров), где в командном зачете АЗЛК завоевал "латунь" — третье место, а один из экипажей занял 12 место в абсолюте (сложность маршрута показывает тот факт, что всего тогда финишировало 23 автомобиля разных марок из 96 стартовавших). В непростых дорожных условиях до финиша добрались три экипажа из пяти. "Москвич" становился известным, на отечественные автомобили стали пересаживаться кроме того зарубежные спортсмены — ралли Бельгии 1971 года победил бельгийский же экипаж на 412-м "Москвиче".
В том же 1971 году на ралли "Тур-Европы" состоялся спортивный дебют советской новинки — ВАЗ-2101. И первый блин не вышел комом — "копейка" стала второй в абсолюте, пропустив вперед Опель Kadett 1.9 Rally со 120-сильным мотором.
К слову, 1,2-литровый мотор для ВАЗа готовили в Италии. "Москвич-412" в этом ралли приехал третьим, что, однако, не помешало АЗЛК завоевать "Золотой кубок" за отличных показателей команды из 4 экипажей, а серебряный покинуть тольяттинцам. В том же 1971 году прошло ралли "Золотые пески" в Болгарии.
Экипажи на 412-х "Москвичах" заняли 4, 6 и 7 места в абсолюте, пропустив вперед Renault Alpine, BMW 2002 и польский Fiat 125P. В первой половине 70-ых годов двадцатого века на этом ралли команда АЗЛК заняла 8, 10 и 11 места, в первых рядах были уже Porsche-911 S, Ford Capri и Renault Gordini — собратья по соцлагерю не скупились на технику для собственных команд.
На пьедестал отечественные спортсмены взобрались в том же 1972 году — на ралли "Рейд Польский" выдающийся спортсмен Стасис Брундза на "Москвиче-412" со 107-сильным мотором стал третьим. Первое досталось Рафаэлю Пинто на Fiat 124 Abarth, а на втором был сейчас легендарный, а тогда еще юный Вальтер Рерль на Ford Capri RS с 2,8-литровым мотором.
В первой половине 70-ых годов двадцатого века на базе М-412 был выстроен спортивный М-412Р с форсированным двигателем с двумя распределительными валами и литыми легкосплавными дисками для принятие участия в общесоюзном первенстве. До появления семейства и восьмидесятых годов «Лада Спутник», «Москвичи» считались одними из самые перспективных для спорта советских машин благодаря успешной конструкции двигателя.
В августе 1968 года серийный «Москвич-412» стал на чемпионате страны первым, а всего на счету данной модели 15 побед в общесоюзных чемпионатах. В частности, выдающийся ижевский спортсмен Владимир Гольцов на ижевском «Москвиче» трижды становился чемпионом СССР по ралли (1977—1979 гг.), два раза чемпионом СССР по автокроссу (1979—1980 гг.), и семь раз чемпионом СССР по трековым гонкам (1979—1985 гг.).
Москвич-412ИЭ на ретро-ралли. Отечественные дни.
В первой половине 70-ых годов двадцатого века три «Москвича-412» по инициативе бельгийцев принимали участие в 24-часовом марафоне на автостраде Spa-Francorchamps в рамках гоночной серии ETCC, в следствии продемонстрировав в квалификации три последних результата, уступив кроме того машинам более младших групп — медленные, но качественные. Два из трёх «Москвичей» достигли финиша — финишировали на 16 и 17 местах из 18, один автомобиль сошёл из-за прокладки головки цилиндров. Но нужно подметить, что это было ожесточённое соревнование, и по обстоятельству важных технических неисправностей из него выбыли и многие автомобили именитых западных компаний, к примеру — по нескольку Шевроле Camaro, Опель, BMW и Alfa-Romeo.
В африканском ралли "Западное Сафари — Аргунгу" 1973 года "Москвичи" заняли 2, 3 и 5 места, обеспечив первое место в командном зачете, причем машины АЗЛК пришли к финишу без поломок, тогда как именитых производителей практически разваливались на части. А на ралли "Тур Европы — 73" когорта "Жигулей" взяла серебряный кубки и золотой командного зачета.
На соревнованиях государств соцлагеря в том году АЗЛК и ВАЗ не выходили из первой десятки абсолюта и поднимались на пьедестал. Но на западноевропейских соревнованиях наметилась негативная тенденция — все чаще отечественным спортсменам приходилось ограничиваться только призовыми местами в собственных классах — до 1300 куб. см (ВАЗ) и до 1600 куб. см (АЗЛК), что соответствовало 20-30-ым местам в полном зачете.
1974 год был ознаменован успехом АЗЛК — Стасис Брундза занял первое место в ралли "Тур Европы-74", помимо этого, второе, пятое и шестое места кроме этого заняла команда столичного автомобильного завода. Экипаж на ВАЗ-2101 обосновался на 4 месте.
Среди трофеев АЗЛК были: командный приз, серебряные кубки и золотой, кубок короля Иордании, первое место в национальном зачете, первое место в заводском зачете и первое место в полном своём классе и личном зачёте. Автомобили Волжского автомобильного завода стали вторыми.
В 1975 году в громадный спорт пришла тольяттинская новинка — ВАЗ-2103. В итоговом зачете Кубка Дружбы соцстран, ставший к тому времени легендой Стасис Брундза, занял четвертое место в личном зачете, выступая на "412-м".
Он же, пересев на "трешку", участвовал в известном ралли "1000 озер". Его первое место в классе А2 (до 1600 куб. см) соответствовало 19-му в абсолюте — время успехов уходило. 1976 год — единственный заметный успех — 6 место Брундзы в греческом ралли "Акрополис".
Что же произошло по окончании 1976 года? Из-за чего отечественные спортсмены практически замкнулись в рамках соцлагеря и СССР? Из-за чего шестое место Стасиса Брундзы в "Акрополисе" стало последним заметным достижением отечественных спортсменов?
Ответ несложен — отечественные автомобили прекратили соответствовать требованиям времени. Дело в том, что в 1970-х наметилось изменение формы проведения ралли.
До этого ралли представляли собой тысячекилометровые марафоны, сафари, рейды, где ключевую роль игралась равномерность перемещения, показателем которой была средняя скорость, задаваемая организаторами, и дорожные условия. Тогда во главу угла ставили выносливость и надёжность конструкций.
А в середине 1970-х маршруты стали укорачиваться, средние скорости росли, ралли стали проходить на закрытых автострадах и состоять в основном из скоростных спецучастков. Так, на первое место вышли управляемость, быстроходность, динамика — то, чем советские автомобили похвастаться не могли. Сейчас начался процесс смены поколений раллийной техники, в прошлое уходили конструкции, ведущие собственный происхождение В первую очередь 60-х годов.
Четыре клапана на цилиндр, впрыск горючего, свободная задняя подвеска, дисковые тормоза на всех колесах, реечное рулевое управление, широкое применение стеклопластика и алюминия — вот, что стало нормой для "ралликаров" тех лет. Мощность моторов Ford, Fiat, Talbot, Lancia и других спортивных гигантов составляла уже недосягаемые 200-280 л.с.
А отечественные "Жигули" и "Москвичи" как были, так и остались "рабоче-крестьянскими лошадками" по собственной сути. Вторых автомобилей в Альянсе не было и не планировалось — "Москвич-2140" принципиально ничем не отличался от "412-го", ВАЗ принципиально ничего нового, не считая очередного рестайлинга "классики" не создавал.
Выпустить 400 серийных автомобилей класса "гран туризмо" в условиях социалистической экономики было затруднительно. Дабы достойно выступать в группах А1 и А2 необходимо было иметь серийный прототип со всеми указанными выше достижениями технического прогресса, что было еще тяжелее, исходя из этого вторая добрая половина 1970-х прошла в "междоусобных" раллийных битвах между АЗЛК, ВАЗ, и "ижевцами", без претензий на первенство в западных соревнованиях.
На данной печальной ноте мы пожалуй и закончим 🙁
Нулевая Мировая. 3 серия. StarMedia. Babich-Design. Документальный Фильм
Кроме этого к прочтению:
- Redkie-avtomobili-v-rossii-i-ih-istorii-tvr
- Mashini-i-halloween-2016
- Lourens-van-den-aker-talantliv-v-lyuboj-chasti-sveta
- Kak-mi-ne-doshli-do-pshehskogo-vodopada
- Pojmaj-menya-esli-smozhesh-avtomobiln…
- Zubri-motocikli-i-samovari-yugo-vostok-moskovskoj-oblasti
- Video-obzor-shin-hakkapeliitta-9-odna-shina-dva-tipa-shipov
Максимально занимательные для Вас статьи, отобранные по важим запросам:
-
Samij-zabitij-yenko-istoriya-stinger-vega-1971-73
Самый забытый Yenko. История Stinger Vega (1971-73) Из всех автомобилей, созданных под маркой Yenko, лишь одна серийная разработка не завоевала культового…
-
Pervaya-zhizn-marki-stutz-klassicheskij-per…
Первая жизнь марки Stutz. спортивные успехи и Классический период (1911-35) По окончании нескольких попыток постройки машин в родном Огайо, юный…
-
Eksperimentalnie-mashini-avtovaza
Экспериментальные автомобили АвтоВАЗА Забавное а также, в некоем роде, сюрреалистичное место довелось посетить в летнем путешествии по Среднему Поволжью….
-
Chagin-i-kabirov-na-ostrie-pobed
Чагин и Кабиров. На острие побед Приветствую, глубокоуважаемые читатели! Отыскать собственное призвание с ранних лет – огромная успех для человека, это ключ к успеху и,…
-
Za-chto-mogut-evakuirovat-s-platnoj-parkovki
За что смогут эвакуировать с платной парковки? Думается, что эвакуация автомобиля — это то, что происходит с другими, по причине того, что они ставят машину в том месте, где…
-
Kamaz-master-sekret-crazy-russians
КАМАЗ-Мастер. Секрет crazy russians Приветствую, глубокоуважаемые читатели! Быть может, из прошлых статей о советском автоспорте (1, 2, 3)вы увидели, что ответственную…
-
Diagnostika-dvigatelya-reno-logan-ufa
Диагностика двигателя рено логан уфа Renault Logan 1.6 престиж › Бортжурнал › замена и Диагностика двигателя кислородного датчика. Потом я направился в…